Ержан мандиев, генеральный директор «азия авто казахстан» («автостат»)
председатель совета директоров «АЗИЯ АВТО Казахстан» последний раз общался с нами два года назад, в то время, когда было объявлено строительство совместного с АВТОВАЗом завода. В прошлом году рынок Казахстана «трясло»: приличная часть реализованных русскими дилерами машин осела именно там. Как чувствует себя казахстанский рынок, на какую долю рынка смогут рассчитывать вазовские новинки и, наконец, как продвигается строительство нового завода, нам поведал один из топ-менеджеров наибольшей компании казахстанского авторынка Ержан Мандиев.
— В 2013 году был дан старт постройке автомобильного завода полного цикла, где планировалось производить модельный последовательность LADA (Granta и Kalina). Ожидалось, что предприятие получит в 2015 – 2016 гг. На каком этапе сейчас этот проект?
— Дело в том, что комплекс будущих производств полного цикла потребует строительства 262 тысяч кв. м промышленных и складских площадей. Неспециализированная территория отечественного кластера – 523 гектара. Отыскать целостный земельный надел для реализации проекта, кроме того в промышленных районах Усть-Каменогорска, выяснилось нереально.
Администрация региона внесла предложение нам территорию, которая пребывала в собственности 7 разных частных собственников.
Процесс выкупа этих земельных участков и передачи прав собственнности занял продолжительные месяцы. Не меньших временных затрат потребовало оформление документации, которая нужна для постройки инженерной инфраструктуры, что в полной мере ожидаемо – речь заходит о первой стройке для того чтобы масштаба за целый постсоветский период.
В следствии монтаж инженерных коммуникаций – электросетей, водо-, газоснабжения, подъездных дорог – был начат с задержкой, что повлекло корректировки в графике реализации проекта в целом. Однако, мы рассчитываем, что запуск первой очереди нового производства пройдёт в середине 2018 года.
— Что еще успели сделать за это время? Как не так долго осталось ждать возможно ожидать возведения цехов?
— На сегодня выполнены земляные работы по снятию плодородного слоя и вертикальной планировке на территории площадью в 732 футбольных поля. Организован личный парк строительной и особой техники (более 80 единиц). Выстроен модульный строительный город: административно-бытовые корпуса, общежития для строительного персонала, складские помещения неспециализированной площадью 20 тысяч кв. м. Это объект, что обеспечит одновременную работу двух тысяч строителей.
Введены в строй личный дробильно-сортировочный комплекс, цементно-производство и растворный узел бетонных изделий (сваи, колонны, ростверки). С их помощью идет работа по возведению фундамента объектов первой очереди, а также окраски и цехов сборки.
На сегодня в реализацию проекта (с учетом логистической и сервисной инфраструктуры) инвестировано 33 млрд тенге. Это личные средства группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».
— какое количество уже положил АВТОВАЗ? Либо на данном этапе затраты идут лишь с вашей стороны? Каков объем инвестиций?
— АВТОВАЗ выступает гарантом доступа и технологическим партнёром проекта к рынкам сбыта. Эти нематериальные активы стали вкладом АВТОВАЗа в акционерный капитал АО «АЗИЯ АВТО Казахстан», совместно созданного нами. Производственные инвестиции – ответственность казахстанской стороны, холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».
на данный момент мы производим перерасмотрение количество грядущих затрат с учетом трансформации курса казахстанской валюты, но прошлые цифры таковы. Капиталовложения в создание мощностей сварки, сборки автомобилей и окраски кузова оценены в $840 млн. Затраты на постройку технопарка по выпуску автокомпонентов – $630 млн.
— Установка оборудования запланирована на какое время?
— на данный момент при помощи правительства Казахстана на площадке ведется прокладка инженерных коммуникаций. Параллельно мы переходим к приобретению технологического оборудования первой очереди. Данный этап инвестиций потребует привлечения заемного финансирования.
Рассчитываем, что нам удастся решить данный вопрос в ближайшее время, и монтаж технологического оборудования первой очереди мы завершим до конца 2017 года.
— Какой количество производства запланирован и какие конкретно модели первыми поднимутся на конвейер?
— Проектная мощность первой очереди – 60 тысяч единиц в год. С запуском второй очереди мы увеличим производственные количества до 120 тысяч машин. Что касается линейки, в фокусе внимания, в первую очередь, новые продукты отечественных партнеров. А также Vesta и XRAY.
Но замыслы в отношении вторых моделей B-сегмента кроме этого остаются в силе.
— В возможности на заводе «АЗИЯ АВТО Казахстан» будут планировать модели альянса Renault-Nissan? В случае если да, какие конкретно модели, объёмы и сроки производства?
— Плеяда новых моделей АВТОВАЗа – это машины, выстроенные на платформах альянса. В новых продуктах под брендом LADA используются технологические ответы альянса. Производственные линии АВТОВАЗа, производящие модели LADA, Renault, Nissan и Datsun, имеют неспециализированных поставщиков комплектующих. Исходя из этого грань между брендами альянса и продуктами делается все более проницаемой.
В случае если выпуск машин вторых марок на усть-каменогорских мощностях будет пользуется спросом рынком, мы отреагируем на запрос потребителя. И такие возможности нами, непременно, обсуждались. Но сказать о них как о сформулированной маркетинговой стратегии до тех пор пока преждевременно.
— На церемонии старта продаж LADA XRAY президент АВТОВАЗа господин Бу Андерссон увидел, что LADA в прошедшем сезоне утратила Казахстан как собственный самый громадный рынок экспорта
— Слова господина Андерссона направляться разглядывать только в контексте направленного ему вопроса. Он сказал о обстоятельствах понижения денежных показателей АВТОВАЗа по результатам 2015 года. В частности, выручки.
Тот количество казахстанских выручки и продаж, на что мы рассчитывали, достигнут не был. Обращение шла только об этом. О «потерянных», правильнее говоря, недополученных количествах.
— Да, по результатам 2015 года LADA реализовала в Казахстане 24,5 тысячи новых машин, упав практически на 46%…
— За рынком. Так как в чем обстоятельства понижения показателей? Они носят общерыночный темперамент, и русским наблюдателям прекрасно привычны.
Это падение цен на мировых рынках сырья, глубокая и затяжная снижение курса нацвалюты (на 131% за два года при казахстанского тенге) и, как следствие, сокращение количеств автомобильного рынка. В 2015 году продажи официальных дилеров в Казахстане (в случае если брать сегмент легковых и легких коммерческих авто) упали на 40%. Из 34 брендов, представленных в легковом сегменте, 27 продемонстрировали понижение.
Вы спросите, была ли LADA в числе марок, самый пострадавших от рыночной рецессии? К счастью, нет.
— Как вы оцениваете позиции марки LADA на казахстанском рынке сейчас?
— Отечественный холдинг располагает самой разветвленной сетью автоцентров на рынке Казахстана. У нас личный парк ЖД автовозов и вагонов. Исходя из этого мы очень эластичны в вопросах ценообразования. К тому же предлагаем клиенту лучшие условия на данный момент.
Благодаря перечисленным событиям, позиции LADA в Казахстане так же, как и прежде посильнее, чем на русском рынке. На линейку LADA – это итоги 2015 года – приходится 28% сегмента легковых авто в республике. LADA – так же, как и прежде бренд №1 по продажам. Как я уже отмечал, в прошлом году было реализовано 24,5 тысячи таких машин. Результат в 2,5 раза выше, чем у ближайших соперников – брендов Hyundai и KIA.
А вдруг мы прибавим автомобили, купленные казахстанцами в приграничных городах России во время ослабления рубля, цифра окажется существенно выше. Лишь в прошлом году по «серым» каналам в Казахстан было поставлено порядка 9 тысяч новых машин LADA.
— Вправду, продажи у казахстанских дилеров не совпадают с числом регистраций новых машин на территории Казахстана. Как продолжительно казахстанцы, на ваш взор, будут ездитьза машинами в Россию?
— На сегодня об оттоке клиентов к русским дилерам возможно сказать в прошедшем времени. Курс казахстанского тенге к рублю пришел к значениям «мирного времени», и цены в российских шоу-румах были скорректированы с учетом новых закупочных стоимостей. К тому же, казахстанские власти предприняли последовательность мер, разрешивших сократить поток стихийного импорта.
— Как вы имеете возможность оценить «потерянную пользу» казахстанских дилеров в данной ситуации?
— Это большие цифры. Лишь в легковом сегменте без участия официальных дилеров было ввезено 68 порядка новых тысяч и тысяч 127 автомобилей подержанных. И это лишь по прошлому году.
Количества оттока в 2014 году вас кроме этого впечатлили бы…
— Каковы производственные замыслы по вашему действующему производству?
— Казахстанское правительство сейчас предпринимает меры по восстановлению отрасли. И мы уверены, что эти упрочнения возымеют эффект, исходя из этого вместе с партнерами наметили достаточно храбрые производственные замыслы на этот год. Храбрые – с поправкой на продолжение рыночного спада. В текущем году мы планируем наладить сборку большей части модельного последовательности LADA на действующих мощностях «АЗИЯ АВТО Казахстан».
В перечень производимых продуктов войдут и новинки – LADA Vesta и XRAY. По предварительным оценкам данный ход разрешит нам расширить выпуск машин марки до 19 тысяч единиц за весь год.
— Как вы оцениваете возможности новинок LADA Vesta и XRAY на рынке? Как продемонстрировал отечественный опрос, не все официальные дилеры LADA до тех пор пока знают о таковой модели, как XRAY, на данный момент они больше ориентированы на Vesta
— Практически на второй месяц продаж Vesta вошла в TOP-10 самых реализовываемых моделей русского рынка. Это замечательный итог. На рынке Казахстана обстановка менее показательна – ко мне новинка до тех пор пока поступила в более скромных количествах.
Но – кроме того с поправкой на складской недостаток – по результатам января, первого месяца продаж, Vesta заняла 11-ю строке в рейтинге бестселеров, а в перечне самых востребованных предложений АВТОВАЗа Vesta уступила только внедорожнику LADA 4×4. Мы полагаем, что по мере наращивания поставок Vesta займет более 20% суммарных продаж марки, XRAY – не меньше 10%. Эта оценка касается как рынка Казахстана, так и 11 городов России, где трудятся автоцентры отечественного холдинга.
— Как мы знаем, холдинг «БИПЭК АВТО» в прошедшем сезоне вышел на российский рынок. Каковы замыслы вашей дилерской сети на 2016 год? Предстоящая экспансия?
— Вправду, отечественный холдинг в прошлом году купил 15 дилерских центров LADA в Сибирском и Уральском федеральных округах. Вместе с АВТОВАЗом мы модернизируем сбытовую и сервисную инфраструктуру марки в азиатской части России. С запуском новых усть-каменогорских мощностей в этих автоцентрах будут продаваться машины казахстанской сборки.
И в случае если состояние рынков двух государств будет помогать, до конца нынешнего года мы рассчитываем увеличить русского сеть холдинга за счет 9 новых автоцентров в таких городах, как Курган, Магнитогорск, Красноярск, Кемерово, Оренбург и Бийск.