Дилер накручивает счетчик («рбк»)
Приобретение нового автомобиля обычно обходится дороже, чем планировалось. РБК разбирался, какими схемами значительно чаще пользуются недобросовестные дилеры автомобилей, дабы содрать с клиента лишнее.
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в Российской Федерации за девять месяцев 2017 года приобрели 1,13 млн новых машин – на 10,6% больше, чем за тот же период годом ранее. Количество жалоб о нарушении прав потребителей при приобретении автомобилей кроме этого возрастает, говорят специалисты авторынка.
самые частые нарушения – введение клиента в заблуждение по поводу настоящей цене автомобиля, непредоставление всех данных об условиях приобретения и заключение невыгодного соглашения с применением невнимательности клиента, перечисляют юристы. Все эти случаи, в большинстве случаев, связаны с соглашениями, по которым предусматривается внесение аванса.
«Столичное общество защиты потребителей, равно как и Общество потребителей автотехники России, приобретают каждый год где-то по сотне жалоб от автовладельцев», – говорит президент Общества потребителей автотехники Антон Недзвецкий, отмечая, что как правило речь заходит о так называемых серых автодилерах. Во Общероссийское перемещение автолюбителей таких жалоб приходит приблизительно по 200–500 в год, сообщили в организации.
РБК разбирался, какие конкретно трюки применяют недобросовестные дилеры при продаже новых машин.
Предварительная подготовка
Обработка потенциального клиента может начинаться еще в сети. «Оттуда начинаются поиски автомобили, и интернет же есть непаханым полем для продавцов в плане рекламы. Рассылки, спам, всплывающие окна – все они кричат о скидках, распродажах и акциях», – комментирует глава Общероссийского общества автолюбителей Валерий Солдунов.
«Задача таковой рекламы – привлечь клиента, дабы тот позвонил, а в том месте уже менеджер расписывает все более красочно и заманивает в салон, где узнается, что акция или уже закончилась, или нужно что-то приобрести, дабы попасть под ее условия. Клиент ехал в салон в немного поднятом настроении, полагая, что на данный момент приобретёт авто по низкой цене, позже его огорошивают печальной новостью, а после этого наподобие как еще раз дают надежду. Такие перепады выбивают из колеи и усыпляют бдительность клиента», – раскрывает сущность рекламных кампаний Антон Недзвецкий.
Заманив потенциального клиента, кое-какие недобросовестные дилеры перед подписанием документов смогут намеренно усыпить бдительность клиента, дабы тот пропустил что-нибудь серьёзное в контракте. «Стандартная схема: завлекая удачным предложением, держат человека в салоне пара часов под предлогом оформления документов, а после этого перед окончанием рабочего дня подсовывают бумаги быстренько подписать. В итоге утомившийся клиент, еще и под давлением, наспех ставит подпись», – продолжает на данный момент.
Не та комплектация
Больше всего жалоб в соответствующие инстанции поступает по поводу фактического нарушения закона о защите прав потребителей. В большинстве случаев, такие случаи связаны с внесением предоплаты при заключении контракта, в котором дилеры намерено предусматривают «подводные камни». «Это происходит, в случае если человек невнимательно изучил контракт, в котором умные дилеры подготовили «минные поля» и заблаговременно все учли», – говорит вице-глава Общероссийского перемещения автолюбителей, юрист Леонид Ольшанский.
К примеру, в контракте смогут отсутствовать серьёзные для клиента пункты, каковые обязывают дилера дать товар в необходимый срок в комплектации, которая была указана. В этом случае в салон смогут привести ту же модель автомобиля, что заказывал клиент, но с некоторыми непредусмотренными опциями (сигнализация, защита картера, парктроник и т.д.), и "настойчиво попросить" у клиента оплатить это дополнительное оборудование.
«Клиент вправе заказать у дилера модель той комплектации, которая ему нужна. Либо кроме того попросить снять, в случае если это быть может, необязательное оборудование наподобие сигнализации, магнитолы и другого», – говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Но на практике менеджер будет убеждать купить имеющийся автомобиль, говорит РБК бывший сотрудник большого дилерского центра, захотевший остаться неизвестным. «К примеру, будет заострять его внимание на том, что машину придется продолжительно ожидать, а за это время цена может встать», – говорит он.
Более того, условия контракта смогут подразумевать, что внесенный задаток при отказа от привезенного автомобиля останется в качестве неустойки дилеру. Чтобы не терять эту сумму, клиенту приходится не просто соглашаться на то, что привезли, но и еще доплачивать за ненужные ему опции, свидетельствуют истории на форумах автовладельцев.
Торговая наценка
Вторым методом есть введение граждан в заблуждение довольно конечной цены получаемого автомобиля. Рычагом давления на клиента тут также выступает внесение аванса.
Довольно часто это делается посредством нескольких контрактов, один из которых в обязательном порядке предполагает предоплату, говорят автоэксперты и отмечают эксперты Роспотребнадзора.
«Мошенники сперва заключают пилотный контракт, подразумевающий предоплату. В нем прописывается сумма предоплаты и определённая цена машины. Причем где-нибудь небольшим шрифтом либо под звездочкой указано, что это не включает торговую наценку, рабочую группу продавцу и другие надбавки», – растолковывает схему Недзвецкий.
Эта скрытая сумма образовывает от нескольких процентов цены автомобиля до десятков процентов.
В таких документах замаскированная цена автомобиля выглядит по-различному, к примеру, «итого к оплате», «полная цена автомобиля», «базисная цена + торговая наценка», «расчетная цена автомобиля + товарная надбавка», «полная расчетная сумма» и без того потом, отмечается в материалах Роспотребнадзора.
«Позже приносят главной соглашение купли-продажи, где уже указана полная цена», – говорит Солдунов. Расторгнуть соглашение о предоплате получается себе дороже, поскольку внесенная сумма предоплаты по условиям контракта остается у продавца, отмечает он.
Нарушение даты поставки
Кроме этого видятся случаи, в то время, когда машину, забрав задаток, не привозят к установленному сроку. Если судить по отзывам на форумах, таких клиентов кормят « завтраками» месяцами ссылаясь на отсутствие нужной модели, приостановление соглашения между продавцом и поставщиком либо наличия денежных трудностей у компании. В следствии автосалон на продолжительное время приобретает «бесплатные» деньги от клиента, извлекая из этого пользу.
Среди распространенных жалоб относительно сроков предоставления автомобили кроме этого видятся случаи, в то время, когда в это время продавец в одностороннем порядке поднимает цена автомобиля ссылаясь на трансформацию курса валют либо корректировку цены производителем.
Клиенту приходится соглашаться на это, если он не обратил внимания на наличие либо отсутствие соответствующих оговорок в контракте. В другом случае он может лишиться внесенного аванса.
Что делать
Если клиент не не сомневается в условиях контракта и что-то вызывает у него вопросы, перед подписанием имеет суть забрать соглашение к себе и пристально изучить, подсказывает Валерий Солдунов. Леонид Ольшанский по большому счету предлагает взглянуть контракт вместе с юристом. В документе в обязательном порядке должны быть условия возврата денег, размер неустойки предоставления и точная дата машины за неисполнение какого-либо обязательства продавцом.
Дабы избежать недобросовестного поведения дилера автомобилей, подсовывающего автомобиль в излишней либо неподходящей комплектации, «направляться максимально четко прописать, какую машину заказываете, и проверить условия расторжения соглашения», говорит Ольшанский.
В случае если речь заходит о недобросовестном поведении продавца, скрывшего полную цена автомобиля, Недзвецкий рекомендует для начала погрозить подать жалобу в соответствующие органы либо кроме того полицию. «При шуме на данный момент чаще возвращают деньги и расторгают соглашения», – говорит специалист. Оспорить условия соглашения возможно в суде, а до того специалисты рекомендуют написать заявление в полицию и сообщить в Федеральная служба защиты прав потребителей.
Но специалисты по большому счету предлагают по возможности отказаться от заключения и внесения предоплаты пилотных контрактов. «Чем наглее и страннее организация, тем больше денег она потребует в качестве предоплаты: добрая половина от цены, треть а также четверть недопустимы», – говорит Солдунов. В случае если вносить предоплату, то не более нескольких процентов от цены автомобиля, рекомендует специалист.
В случае если речь заходит о нарушении сроков поставки, соглашение возможно расторгнуть через суд, в случае если продавец откажется делать это без принуждения. Суды в таких случаях неизменно на стороне истца, говорит Леонид Ольшанский.
Кроме внесенного аванса по закону о защите прав потребителей возможно взять неустойку за ежедневно просрочки в размере 0,5% от внесенной суммы. Федеральная служба защиты прав потребителей приводит в пример случай, в то время, когда суд взял с дилера автомобилей кроме суммы аванса в 300 тыс. руб. штраф и неустойку в размере еще 510 тыс. руб. за девять месяцев просрочки.
«РБК»