Цены на бензин: остановок не предвидится
Будем ли мы платить по 50 рублей за литр
В мире все идет своим чередом. К примеру, концерн Дженерал моторс в Соединенных Штатах уменьшает производство малолитражек, поскольку рядовые американцы, воодушевленные резким удешевлением бензина, опять начинают брать огромные внедорожники. Быстро дешевеет горючее в японии и Германии. И лишь российские автовладельцы безрадостно пересчитывают бюджеты, прикидывая, где как раз пролегает тот самый ценовой порог, за которым автомобиль перестает быть предметом первой необходимости
Цифры на ценниках АЗС изменяются в наше время как-то особенно быстро, в очередной раз убеждая рядового автолюбителя, что у нас связь между динамикой цен на бензин и на нефть возможно лишь одна. Как ни необычно, фактически во всем мире удешевление нефти ведет к параллельному понижению цены бензина. И лишь в Российской Федерации цены могут делать только одно — расти.
В то время, когда нефть дорожает, за ней дорожает и бензин, и это выглядит более-менее логичным. Но в то время, когда нефть дешевеет, русским нефтяным компаниям приходится, по их выражению, компенсировать недополученные доходы за счет внутреннего рынка. Соответственно, цифры на ценниках АЗС опять растут, причем, "Наверное," способы эти разрешены властями страны.
Но к мотивам очередного увеличения — резкому курса падению и колебаниям доллара стоимость бареля нефти — в скором будущем может добавиться и инициатива русского правительства, уже поименованная «налоговым маневром». Суть его — в перемещении налогового бремени с экспорта нефти на операции по ее добыче в стране. Предполагается, что это снизит связь бюджета между экспорта и России, другими словами от резких колебаний цены барреля.
Но попутно власти предлагают ввести очередные налоги на горючее. Действительно, речь заходит до тех пор пока только о бензине и дизеле 4 и 5 классов, но последовательность специалистов уже назвал это увеличение «сумасшествием» и «прямым изъятием денег из отрасли, которая и без того будет в тяжелом состоянии».
Ясно, что все утраты нефтяников, и тех, кто добывает нефть, и тех, кто ее перерабатывает, будут компенсированы за счет кармана простого автовладельца. По самым скромным прогнозам, налоговый маневр приведет к дополнительному росту цены на бензин как минимум на 10-15%, причем не учитывая инфляции. Но кое-какие эксперты отрасли, опрошенные, например, каналом BBC, утверждают, что в течение 2015 года средняя цена литра горючего может достигнуть 50 рублей.
Но, подсластить пилюлю может то событие, что доходы от повышенных налогов должны будут осесть в региональных дорожных фондах. В министерстве финансов уже подсчитали, что те в 2015 году смогут взять до 60 млрд рублей. Но, как мы сравнительно не так давно узнали, мало пополнить дорожный фонд — нужно еще и мочь им верно распорядиться, а средства Свердловской области в 2015 году уйдут на постройку новых развязок, ЕКАДа и подготовку города к мундиалю 2018 года.
Ремонтировать поизносившиеся дороги Екатеринбурга будет просто не на что, а вероятного пополнения дорожных фондов нужно еще дождаться.
По большому счету, в адрес нефтяных компаний, наперебой повышающих стоимости, уже звучат прямые обвинения в картельном сговоре. Несколько дней назад Федеральная Служба по борьбе с монопозмом инициировала расследование в отношении четырех больших нефтяных организаций, включая «Роснефть», «Лукойл» и Башнефть, обвиняя их в манипулировании стоимостями на бирже, что, согласно точки зрения антимонопольщиков, и стало одной из обстоятельств роста конечных цен на бензин.
Собственный заявление в ФАС собирается направить и Фонд борьбы со взятками оппозиционного политика Алексея Навального. Но дело не только в этом. К примеру, Владимир Милов, директор Университета энергетической политики, заявил пару дней назад изданию «Форбс», что главная неприятность отрасли — в монополизации добычи нефти и, как следствие, отсутствии борьбы на конечном рынке нефтепродуктов.
Свободных игроков среди розничных продавцов бензина фактически не осталось, а большим реализаторам ничего не мешает договариваться между собой.
Источники федеральных СМИ в правительстве утверждают, что третье чтение по закону о «налоговом маневре» пройдёт в самое ближайшее время и, вероятнее, проект будет принят без трансформаций. Так, планируя персональный бюджет в будущем году, стоит предусмотреть в графе «траты на бензин» сумму намного большую, чем ранее.
Фото: Globalookpress.com, GlobalPetrolPrices, Яндекс.Котировки
Дмитрий Елизаров , 14 ноября 2014 года
1216 просмотров