«Автоваз» стал больше обещать, сокращать и рекламироваться
При росте выручки на 7,7%, до 190,7 млрд руб., «АвтоВАЗ» терпитубытки. По результатам прошлого года компания утратила 25 млрд руб., что втрое больше если сравнивать с 2013-м. Убыток от курсовой отличия составил практически 2,5 млрд руб.
Завод сократил административные затраты, но нарастил рекламный бюджет. Специалисты сомневаются, что за весь год компании удастся выйти в плюс, но ожидают результата от программ господдержки.
Выручка группы «АвтоВАЗ» по результатам 2014 года возросла на 7,7%, до 190,7 млрд руб. В 2013 году количество выручки составил 177,0 млрд руб. Такие цифры находятся в ежегодном отчете группы о денежных итогах по МСФО. Не обращая внимания на рост прибыли, чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился в 3,2 раза если сравнивать с показателем 2013 года – до 25,05 млрд руб., говорится в отчетности.
Наряду с этим компания ощутимо сократила собственные административные затраты – сходу до 11,440 млрд руб. (–19,8%,). Напомним, что в эту статью входят вознаграждения директорам, представительские затраты, затраты на содержание административно-управленческого персонала и другое.
Такая экономия, например, стала вероятна за счет массовых сокращений на заводе. Так, по результатам 2013 года на «АвтоВАЗе» в общем итоге было выгнано с работы 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. – это сотрудники группы РСиС (начальники, специалисты и служащие). Затраты на выплаты и реструктуризацию работникам при увольнении в 2014 году составили 1,466 млрд руб.
Помимо этого, в целях урезания издержек из автопарка тольяттинского автогиганта были распроданы служебные иномарки, которыми прежде пользовались топ-менеджеры компании. Управление предприятия пересадили на модели собственного производства. Сам глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон начал пользоваться автомобилем Lada Largus Cross VIP с двигателем мощностью 135 л.с.
Другие операционные затраты подскочили в шесть раз, до 6,666 млрд руб. В их число вошел убыток от курсовой отличия. Так, из-за отличия в направлениях валют утраты «АвтоВАЗа», уровень локализации производства которого оценивается в 82%, составили 2,426 млрд против 179 миллионов рублей. в 2013 году.
Компания кроме этого признала убыток от возврата ООО «ВМЗ» в размере 1,314 млрд руб. займы и Краткосрочные кредиты за период с 31 декабря 2013 года по 31 декабря 2014 года выросли на 68,8%, до 39,248 млрд руб. займы и Долгосрочные кредиты выросли на 24,4%, до 29,116 млрд руб.
Затраты на оплату утилизационного сбора составили 9580 млрд руб., а затраты на рекламу за данный период выросли в 1,7 раза, до 1,616 млрд руб. Наряду с этим компания взяла в 2014 году 936 миллионов рублей. госсубсидий в качестве компенсации процентов по инвесткредитам против 697 миллионов рублей. в 2013 году, и компенсацию расходов расходов и компенсацию автопроизводителей по программе утилизации в сумме 12,385 млрд руб.
Комментируя годовые итоги, глава фирмы Бу Андерссон подчернул, что на денежные результаты повлияли в основном неоперационные факторы. «Полученный операционный убыток отражает тяжёлые экономические условия, в которых на данный момент находится Российская Федерация, – сообщил Андерссон. – Но я рад, что мы добились улучшения главных операционных показателей, что разрешило нам улучшить операционный итог если сравнивать с прошлым годом. За год мы в два раза увеличили выработку машин на одного работника, решили много ответственных неприятностей и значительно улучшили показатели качества».
Наряду с этим начальник тольяттинского автогиганта обратил внимание на то, что снизить операционный убыток 2014 года помогла успешная реализация программы сокращения затрат. «Программа оздоровления предприятия приносит результаты, – сообщил Андерссон. – Мы не можем угадать, как поведет себя рынок, но, будучи клиентоориентированной компанией с возросшими производственными показателями незадолго до запуска в текущем году моделей Lada Vesta и Lada X-RAY, «АвтоВАЗ» рассчитывает выйти на операционную прибыль по результатам 2015 года», – дал обещание президент предприятия.
Получается, что, не обращая внимания на неясные позиции и кризис рубля по отношению к зарубежным валютам, в компании не отказываются и не корректируют поставленные ранее среднесрочные стоимости по наращиванию и увеличению прибыли темпов производства. «Так, в замыслах «АвтоВАЗа» – повышение доли на внутреннем рынке до 20%, во-вторых – достигнуть уровня операционной прибыльности в 6%, в-третьих – обеспечить хороший вольный финансовый поток без необходимости привлечения дополнительного финансирования», – сообщил Андерссон.
Напомним, что «АвтоВАЗ» за большинством зарубежных компаний кроме этого отреагировал на падение курса рубля и увеличил стоимость. За период с января по март этого года цены на машины выросли на 8–20%. В компании тогда подчернули, что уровень увеличения был ниже, чем у соперников.
На данный момент компания собирается уменьшать затраты за счет экономии потребляемой энергии на производстве, улучшения эффективности потребления материалов, сокращения числа начальников, служащих и специалистов на 10–15%, понижения затрат на содержание и ремонт производства, помощи локализации производств поставщиков, реинжиниринга существующих моделей, и за счет сокращения затрат на оплату сверхурочной работы сотрудников.
По оценке специалистов, убыток на 25,05 млрд руб. – значительный для компании, поскольку это более 10% от выручки, но его не вычисляют критичным. «Рост выручки при чистом убытке свидетельствует, что затраты компании превышают доходы, – говорит «Газете.Ru» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. – Текущий год вряд ли будет для «АвтоВАЗа» прибыльным, поскольку продажи автомобилейв Российской Федерации падают , за первые два месяца года понижение составило практически 40%. Внутренние продажи «АвтоВАЗа» упали в 2014 году на 15%, до 387,3 тыс. автомобилей.
Неспециализированные продажи машин марки Lada составили 439,1 тыс. штук (–17,9%). Экспорт автопроизводителя за год – 51,7 тыс. машин (–34,23%).
В целом прогнозы на год неутешительные, единственное, что может поддержать отечественный автопром, это программа по утилизации. Со своей стороны, начальник аналитического департамента AMarkets Артем Деев главными обстоятельствами аналогичного результата назвал катастрофическое снижение спроса со стороны потребителей из-за понижения уровня располагаемого дохода. Он утвержает, что высокие затраты от курсовой отличия по валютным обязательствам вкупе с созданием дополнительных резервов под обесценивание денежных вложений создали фактически непреодолимые препятствия в деятельности компании.
«По окончании таких результатов с оптимизмом наблюдать в будущее возможно лишь по окончании наличия четкого понимания, что прошлые неприятности закрыты, – говорит Деев «Газете.Ru». – Не пологаю, что глава фирмы Бу Андерссон может знать, как продемонстрирует себя рубль в 2015 году и как соответствующим будет наряду с этим потребительский спрос. На фоне актуальных на сегодня девальвационных и инфляционных ожиданий спрос на товары долгого пользования будет и дальше волноваться сложный период, соответственно, 2015 год вряд ли окажется лучше прошлого.
Стоит подчернуть, что одним из главных рисков так же, как и прежде остаются потенциальные утраты на курсе. Связано это с тем, что «АвтоВАЗ» имеет огромные долларовые обязательства, бремя которых лишь улучшается при каждом витке девальвации рубля. Все в тех же долларах осуществляется и закупка производственного оборудования.
Помощник главыЛоко-банка Андрей Люшин уверен в том, что итоги деятельности «АвтоВАЗа» в полной мере соответствуют реалиям русского рынка новых машин. «Ничего катастрофического для «АвтоВАЗа» тут нет, но замыслы администрации компании выйти на прибыль в 2015 году вряд ли осуществятся, – говорит Люшин «Газете.Ru». – Мешать этому будет прежде всего большое долговое бремя, которое увеличивается вместе с числом нарушений ковенант. Однако мы ожидаем определенного улучшения обстановки в связи с программой субсидирования кредитов, обновлением программы и продлением утилизации модельного последовательности уже в текущем году».
Рост себестоимости специалист «Газеты.Ru» связал с проблемой заключения соглашений на поставку комплектующих. «Не обращая внимания на большой уровень локализации, компания в любом случае вынуждена закупать часть комплектующих за границей за валюту, – говорит Люшин. – Помимо этого, поставщики, дислоцированные в Российской Федерации, кроме этого повышают цена собственной продукции, что неимеетвозможности не оказывать влияния на затраты компании. Рост выручки во многом обусловлен позитивом, позванным ростом спроса в течение последних трех месяцев прошлого года, что был вызван стартом и девальвацией рубля новой программы утилизации. Данный хороший момент не смог нивелировать удорожания производства и последствий спада новых машин».
«Газета.Ru»