Авторынку дали меньше миллиардов («газета.ru»)
Адресные программы помощи спроса на машины в Российской Федерации начнут функционировать с января – на эти цели Минпромторг запланировал 16 млрд руб. Всего на финансирование помощи автопрома в 2018 году выделено 35 млрд руб. Стимулирование спроса субсидиями – последняя мера, толкающая авторынок вверх, но денег хватит лишь на первые полгода, показывают специалисты.
Стали известны количества денежной помощи российских производителей автомобилей, а также при помощи особых адресных госпрограмм, к каким уже привыкли как клиенты новых автомобилией, так и сами производители машин. Как поведал торговли и министр промышленности Денис Мантуров на встрече с журналистами, где находился и обозреватель «Газеты.Ru».
Всего на поддержку автопрома в 2018 году будет направлено 35 млрд рублей. Из них на адресные программы, такие как «Первый автомобиль», «Домашний автомобиль» и без того потом, направят 16 млрд рублей.
Для сравнения отметим, что всего в 2017 году, по данным Минпромторга, суммарный количество господдержки автопрома на 2017 год составил 62,3 млрд руб. Их реализация призвана была простимулировать продажи более 750 тыс. автомобилей и разрешить выйти на рост производства к прошлому году на уровне 7%. Что касается адресных госпрограмм, то на них из данной суммы 17,4 млрд руб. было разрешено войти на адресные программы помощи спроса на автотехнику.
«У нас отфиксирована в бюджете сумма около 24 млрд руб., и, быть может, будет еще 9,5 млрд руб. из резервного фонда. Это порядка 35 млрд руб. в целом, а также деньги банкам, с которыми мы должны заплатить за предоставленную возможность по льготному автокредитованию прошлых лет, включая 2017 год – это 9 млрд.
И остальные распределяются так: 2,5 у нас газомоторка (помощь приобретения автомобилей на газомоторном горючем), 1,5 млрд – электротранспорт (включая электробусы), и оставшиеся деньги отправятся на новые субсидии и адресные программы по инвестиционным кредитам. 100 млрд это промсубсидии, – пояснил Мантуров. – С января мы запускаем (адресные программы помощи спроса) – посмотрим, на какое количество действенно они продолжат трудиться. На эти меры запланировано 16 млрд рублей».
Напомним, что в комплект стимулирования потребительского спроса на авторынке входят такие государственные программы, как «Домашний автомобиль», «Первый автомобиль» «Российский тягач», «Русский фермер» и «Собственный дело».
Как ранее уже информировали в Минпромторге, скидка при покупке кредитного автомобиля по программам «Первый и» Семейный «автомобиль » сохранится. Скидка по обеим этим программам составит 10% от цены автомобиля. Всего в 2018 году в рамках льготных кредитных соглашений планируется реализовать 55 тыс. машин. А вот скидок на ставки по автокредитам не будет.
В Минпромторге растолковали это понижением ставок по автокредитам до значений начала 2014 года. Наряду с этим большая ставка кредитного контракта, подпадающего под условия льготного автокредитования, выяснена на уровне 17% (ранее размер большой ставки составлял 11,3%).
Предельная цена автомобиля, реализуемого по программе, напомним, сейчас увеличена с 1,45 миллионов рублей. до 1,5 млн рублей. «Указанное увеличение разрешит компенсировать подорожание машин в течение 2017 года и разрешит увеличить список субсидируемых марок и моделей транспортных средств», – вычисляют в ведомстве.
Начальник аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен в том, что на фоне низкой базы 2017 года, и запущенных программ разрешит рынку первые 2-3 месяца расти на 20-30%. В будущем же, в случае если все средства на стимулирования спроса закончатся и не будет выделено дополнительных ресурсов, продажи смогут скатиться в отрицательную динамику.
«В случае если 16 млрд руб. поделить на 50 тыс. руб. на один автомобиль, то получается 320 тыс. машин, – сообщил Целиков «Газете.Ru». – В 2017 году приблизительно каждый второй автомобиль в Российской Федерации продавался с применением госпрограмм помощи спроса. По моим прогнозам, авторынок в Российской Федерации в начале 2018 года все равно будет расти: динамика будет хорошей, из-за низкой базы.
А вот к лету получается, что и деньги на программы смогут закончиться и база АППГ значительно выше – так, в 2017 году рынок всегда рос. А это указывает, что мы можем взять и отрицательную динамику продаж во втором полугодии. Отложенный спрос на новые машины, само собой разумеется имеется, но его нужно стимулировать, подталкивать людей к приобретению разными бонусами. Подобные программы, непременно, действуют – любое стимулирование дает собственный эффект.
Однако в 2018 году он будет уже ниже: так, в прошлые годы трудились и утилизационные программы, и трейд-ин, на каковые выделяли дополнительные средства. Сейчас их нет. Исходя из этого, по моим прогнозам, первые 2-3 месяца рынок будет расти, в Минпромтоге отчитаются, что дела идут в гору, все налаживается.
Что будет позже, в то время, когда помощь кончится, тяжело сообщить – возможно, программы продлят, тогда в середине года динамика будет нулевая. Всего, согласно моим подсчетам, в 2018 году рынок продемонстрирует 10-процентный прирост».
Со своей стороны автомобильный специалист Игорь Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru» объявил, что без стабильной господдержки рынка продажи будут всегда колебаться, а при полном отсутствии финансирования отрасли к 2019 году покатятся вниз.
«Сказать о том, что кризис закончился – рано, – сообщил Моржаретто «Газете.Ru». – Да, на данный момент продажи растут, но происходит это из-за низкой базы, поскольку еще в 2014 году продажи были вдвое выше, чем на данный момент. Эффект отложенного спроса – это временный фактор. Люди приобретут автомобили в 2018 году, приобретут в начале 2019 года, но больше факторов для роста рынка я не вижу.
Развиваться авторынок в Российской Федерации будет циклично: подъем-спад, подьем-спад и без господдержки в 2019 году, чем нас время от времени пугают, он просто упадет. Учитывая, что в Минпромторге желают, дабы автокомпании инвестировалив Россию, наращивали глубину локализации, госслужащим придется всегда стимулировать внутренний спрос как раз такими программами. По причине того, что большая часть компаний, в то время, когда стали приходить ко мне с 2004 года собирались продавать собственные машины как раз в Российской Федерации, а не экспортировать их».
Президент Русском ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев в беседе с «Газетой.Ru» выразил сожаление по поводу того, что выделенная на поддержку отрасли и адресные программы сумма ниже если сравнивать с цифрами прошлых лет. Помимо этого, по его расчетам, сами программы достаточно специфичны и не все смогут ими воспользоваться».
«Помощь авторынку, непременно, нужна и машины по этим программам раскупают весьма скоро, – сообщил Мосеев «Газете.Ru». – Но доступ к нынешним программам сейчас имеет ограниченная аудитория. Так, не все потребители идут за первым автомобилем. Смущает и сама сумма – одно дело, в то время, когда 9 млрд выделяют еще и на субсидирование ставок по кретитам в паре с ними, в то время, когда размер дотаций больше.
А сейчас программы более адресные, и реализованных автомобилей по ним будет меньше. Имеется и опасения, что вся помощь закончится уже к лету и больше авторынок не подстрахуют».
«Газета.Ru»