Автопром-2015: год осознания и адаптации

Автопром-2015: год осознания и адаптации

Уходящий год, увы, так и не принес хороших новостей в сфере продаж и производства автотранспорта в Российской Федерации. Отрасли было нужно приспосабливаться к новым реалиям, где американский доллар и евро стоят дороже, а нефть – дешевле прогнозных показателей.

Среди главных трендов – продолжение оптимизации, а также методом сокращения штатов, периодическое увеличение стоимостей, поиск компромиссов с поставщиками, попытки повышения экспорта и тотальная зависимость от господдержки.

Шоком для рынка стал уход из России большого американского концерна Дженерал моторс. И не смотря на то, что Министерства экономики и Минпромторг поспешили заверить вторых игроков, что негативных последствий для отрасли от данного ответа не будет, но незамеченным для автопрома это не прошло. С позиций аналитика ВТБ Капитала Владимира Беспалова, основной результат уходящего года выражается в том, что игроки сектора начали осознавать стабилизацию рынка на более низких уровнях.

То, что мы видели три года назад – для того чтобы уровня он в ближайщее время достигнуть не сможет. Текущий год стал годом адаптации и понимания к новым реалиям российского авторынка, что предполагает более низкие в принципе количества на ближайшую возможность, — вычисляет аналитик.

Жёсткая СТАТИСТИКА

По статистике Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей за 11 месяцев 2015 года просели на 34,5% в годовом выражении — до 1,454 миллиона штук. Картина ноября еще печальнее – сокращение рынка на 42,7% к ноябрю 2014 года, нехороший показатель 2015 года. Было реализовано 131,572 тысячи автомобилей.

По оценке Автостата, количество рынка грузовиков за январь-ноябрь этого года уменьшился на 42,6% в годовом выражении, что образовывает 45,4 тысячи единиц техники. Совокупный количество рынка легковых и грузовых автомобилей по году будет равна примерно 1,6 миллиона штук, производство – порядка 1,4 миллиона, прогнозирует Минпромторг. Для сравнения: согласно статистике, в 2014 году в Российской Федерации было произведено 1,7 миллиона легковых автомобилей, и 154 тысячи грузовиков

РАБОТА С ПОСТАВЩИКАМИ

В начале года металлургические фирмы страны взвинтили цены на металлический прокат до отметки экспортных расценок. Несколько ГАЗ была вынуждена пожаловаться на металлургов в ФАС, а президент АвтоВАЗа Бу Андерссон просил у Минпромторга помощи в договоренности из-за резкого роста цен на сталь. В последних числахМарта министр промышлености и торговли Денис Мантуров объявил, что всем автопроизводителям удалось подписать с металлургами соглашения по стоимостям на прокат, причем на различных условиях.

Разногласия со своим наибольшим поставщиком – холдингом Объединенные автомобильные разработки (ОАТ) – стали причиной тому, что в ноябре прошлого года АвтоВАЗ был должен на пара дней приостановить выпуск моделей Kalina и Granta, дабы не накапливать некомплектные автомобили. Весной этого года Андерссон договорился с Ростехом, что обладает ОАТ, о приобретении его активов.

Сделка будет оплачена беспроцентными векселями компаний, входящих в АвтоВАЗ на сумму 165 миллионов долларов со сроком платежа по предъявлению, но не ранее первого января 2032 года.

О сложностях работы с русскими поставщиками сказал и директор завода Hyundai в Санкт-Петербурге. Он утвержает, что компания с каждым годом старается привлечь местных производителей, но не каждый из них соответствует параметрам по качеству либо цене. Из 20 местных поставщиков, с которыми Hyundai трудилась в прошедшем сезоне, лишь 2 соответствовали требованиям компании.

GM УШЕЛ

Экономическими обстоятельствами обусловило управление американского концерна Дженерал моторс уход производителя из России. Компания, проработавшая на рынке РФ более двух десятилетий, 18 марта 2015 года заявила о прекращении контрактной сборки автомобилей в Российской Федерации как на своем главном заводе в промзоне Шушары Ленобласти, так и на мощностях фирм Группы ГАЗ, где собирали Шевроле Aveo, и на калининградском Автоторе. Такое ответ разрешает избежать важных инвестиций в рынок с неясной долговременной возможностью, сказал президент GM Дэн Амманн.

Концерн сократил собственный присутствие в Российской Федерации до бренда Cadillac и американских моделей Chevrolet — Corvette, Camaro и Tahoe, а бренд Опель всецело покидает российский рынок. Но потратиться американцам все же придется — затраты составят около 600 миллионов долларов. Они отправятся на кампании по стимулированию продаж, на изменение дилерской сети, отмену контрактов и на затраты, которые связаны с сокращением сотрудников.

Согласно точки зрения президента ассоциации Российские автомобильные дилеры (РоАД) Владимира Моженкова, уход массовых моделей Шевроле и полное снятие продаж Opel c русского рынка прежде всего скажется на дилерах, коих у марок концерна насчитывалось 294 единицы по всей стране. Но имеется еще один важный нюанс – рабочая сила, сотрудники сборочных площадок.

РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ

На момент принятия ответа GM об уходе из РФ численность сотрудников компании на заводе в Шушарах составляла 919 человек, оценивал источник в администрации Санкт-Петербурга. С конца марта концерн начал процедуру сокращения главной части сотрудников по соглашению сторон, предлагая им по семь окладов.

Однако, к 8 апреля было выгнано с работы уже около 400 работников автомобильного завода, а 1 июля компания всецело остановила производство на нем и приступила к консервации площадки.

Работа занятости Санкт-Петербурга давала слово оказать помощь сотрудникам GM в трудоустройстве на другие предприятия региона в соответствии с их квалификации. Но не все профильные фабрики Санкт-Петербурга готовы принять сотрудников GM. Nissan заявил о том, что к 1 марта 2016 года покинет одну смену на своем заводе и сократит 500 человек.

По словам генерального директора Auto-Dealer Spb Михаила Чаплыгина, часть персонала GM отыскала работу, но многие остались не удел.

С июля Несколько ГАЗ уведомила нижегородскую работу занятости о вероятном сокращении 230 человек из-за ухода GM. Резать по живому изначально планировал и Автотор — холдинг планировал заморозить порядка 30-50% мощностей и сократить 460 сотрудников. Действительно, позднее глава фирмы Валерий Драганов сказал, что Автотор не будет уменьшать персонал в текущем году.

АвтоВАЗ, в соответствии с озвученным замыслам, планировал расстаться только с 1,1 тысячи сотрудников, поскольку главная кампания по оптимизации персонала на заводе прошла в прошедшем сезоне. Плюс действует программа, в соответствии с которой сотрудники смогут уволиться сами, по соглашению сторон, с выплатой повышенной компенсации.

По отчету предприятия за третий квартал, численность персонала уменьшилась на 15% если сравнивать с тем же периодом прошлого года, до практически 51 тысячи сотрудников. На КАМАЗе за тот же период количество персонала уменьшилась на 5,7%, до 34,578 тысячи.

В октябре заместитель председателя Союзмаша Владимир Гутенев заявил, ссылаясь на Андерссона, что на предприятии в 2016 году смогут сократить от 2,5 до 6 тысяч людей. В ноябре недовольство кадровой политикой президента АвтоВАЗа выразил глава Ростеха Сергей Чемезов. Он утвержает, что в отношении сокращений нужно функционировать щекотливее.

бсуждать неприятности предприятия на АвтоВАЗ отправился помошник премьер-министра Аркадий Дворкович. По результатам заседания он дал обещание, что выгнанные с работы с завода смогут взять места на вторых фирмах – в частности, в рамках Тольяттинской ОЭЗ. Кроме этого он заявил, что правительство создаст программу помощи экспорта продукции АвтоВАЗа.

Позднее компания сказала, что в целях исключения массовых сокращений в 2016 году, на первые полгода АвтоВАЗ перейдет на четырехдневную рабочую неделю.

Государственная помощь

Благодаря реализуемым мерам господдержки спроса общей стоимостью 43,3 миллиарда рублей в 2015 году удалось не допустить сценарий обвального падения рынка, не обращая внимания на то что неспециализированный спрос на машины упал ниже уровня 2009 года, констатировал ранее Минпромторг.

Согласно расчетам ведомства, в отсутствие мер стимулирования рынка совокупный спрос не превысил бы 1,1 миллиона авто. Так, к Январю благодаря госзакупкам автомобилей, программе обновления автопарка, льготному автокредитованию и льготному автолизингу будет реализовано около 500 тысяч машин.

В текущем году по программам господдержки было реализовано 480 тысяч машин, говорит исполнительный директор Автостата Сергей Удалов. Без господдержки также какое-то количество машин из этого числа было бы реализовано, но рынок сократился бы существенно сильней. Получается, что без господдержки рынок недосчитался бы чуть менее трети собственного количества.

Власти РФ не покинут без помощи автопром и в 2016 году. Со правительства и стороны Кремля РФ уже поступили заверения, что отрасль включена в список претендентов на получение антикризисных бюджетных денег.

КУРС НА ЭКСПОРТ

Внимание правительства на пользу экспорта создаваемых в Российской Федерации автомобилей в условиях не сильный рубля обратил совладелец Группы ГАЗ Олег Дерипаска в ходе встречи с главой кабмина Медведевым. Нужно пересмотреть программу развития автоэкспорта с учетом увеличившейся конкурентоспособности русском продукции, настаивал предприниматель.

Министерства экономики создало дорожную карту помощи автоэкспорта. Но, по данным источников газеты Коммерсант, в эту дорожную карту вошли в основном нефинансовые меры помощи, и увеличение доступности финуслуг для экспортеров.

По словам Дерипаски, основная сложность для экспорта продукции — это большая цена кредитных ресурсов. Оказать помощь в этом русским производителям призван Росэксимбанк – до Января этого года банк рассчитывал выдать кредитов в рамках программы помощи высокотехнологичного экспорта на сумму не меньше 20 миллиардов рублей, сказал главабанка Дмитрий Голованов.

Группа и Банк ГАЗ до конца 2015 года собираются подписать соглашение о льготном кредитовании клиентов машин группы за границей, прежде всего – в Белоруссии и Казахстане. Подобные соглашения прорабатываются с Камазом и Уазом.

В начале года АвтоВАЗ собирался удвоить экспорт в 2015 году – до 100 тысяч автомобилей, но из-за падения рынка в Казахстане, что был главным импортером продукции Волжского автомобильного завода, взял договора на поставку около 70 тысяч автомобилей, сказал Андерссон.

Источники газеты Ведомости и вовсе говорят, что экспорт завода за весь год сократится более чем на 40%. КАМАЗ ожидает роста экспорта за весь год на 10%, до 7 тысяч грузовиков. Кроме этого в текущем году петербургский завод Hyundai начал экспортировать автомобили в государства Ближнего Востока – Ливан и Египет.

До Января этого года планируется поставить более 4 тысяч машин.

«Прайм»

4 типа сотрудников — hr-sniper.ru — технологии и автоподбор.

Темы которые будут Вам интересны: