«Все – в автодор!». автопробег по советской беларуси в 1932 году
«Все — в Автодор!», «Ударим автопробегом по распутью, бюрократизму и разгильдяйству!» — эти фразы стали крылатыми благодаря храбрецу романов Ильфа и Петрова — советскому авантюристу Остапу Бендеру. В одной из глав книги «Золотой теленок» шайка великого комбинатора продолжительное время выдавала себя за фаворитов автопробега и присваивала так ресурсы, предназначенные для настоящих участников экспедиции.
Автопробеги в конце 1920-х начале 1930-х годов в Советском Альянсе являлись серьёзным пропагандистским мероприятием. Большая часть из них проводилось под руководством «Автодора» — публичной организации созданной во второй половине 20-ых годов XX века с целью популяризации обустройства дорог и автомобильного транспорта.
Кроме этого, участие в долгих экспедициях по самым различным географическим территориям СССР разрешало испытать продукцию первых советских автозаводов, выстроенных в годы индустриализации. Один из таких испытательных автопробегов был осуществлен по маршруту Москва-Минск-Орша-Москва летом 1932 года. Хроника данной экспедиции была обрисована участником автопробега, обозревателем М. Андриевским, на страницах известного издания «За рулем» в том же году.
AUTO.TUT.BY предлагает своим читателям определить, какое чувство покинули дороги Советской Беларуси на столичных участников автопробега в первой половине 30-ых годов двадцатого века, через какие конкретно опробования на белорусской почва прошли советские автомобили и как встречали гостей обитатели белорусских городов.
Встреча участников автопробега, 1930-е годы. Фото: nami.ru
Статья «Советские автомобили, водители и конструкторы выдержали экзамен» об автопробеге была размещена в сентябрьском номере издания «За рулем» за 1932 год. В начале статьи Андриевский обрисовал цели и задачи автопробега, конечно дал полный перечень машин колонны: «Пробег организован для трехосных машин, в первый раз сконструированных и выстроенных в СССР. Для сравнения в пробег были включены стандартные машины.
Колонна складывалась из 3 грузовиков АМО-З, одного автобуса АМО-4 с кузовом „новый стандарт“, 2 трехосных четырехтонных автомобилей, выстроенных заводом им. Сталина, 2 трехосных восьмитонных автомобилей, выстроенных Ярославским заводом, 1-й ярославской стандартной пятитонки и 2 обслуживающих „Фордов“ — легкого командорского и грузового для продуктов. Всего — 11 автомобилей.»
Трехосный восьмитонный грузовик ЯГ-10, что выпускался Ярославским автозаводом с 1932 по 1940 годы. Фото: autowp.ru
Про планируемый маршрут обозреватель написал следующее: «Маршрут Москва-Минск-Орша-Москва включает 43 проселка. Нужно упомянуть, что при составлении маршрута мы столкнулись с невозможностью взять сведения о состоянии проселочных дорог, большая часть которых нанесено на карты согласно данным дореволюционного времени.
Новые карты до сих пор не изданы, а в ЦУДорТрансе (Центральное управление шоссейных и грунтовых автомобильного транспорта и дорог — прим. автора) правильных сведений не имеется, и у нас не было полной уверенности в возможности закончить пробег по намеченному маршруту. Целый путь мы должны были состояться в 11 дней, включая 2 дня отдыха в Минске».
Умелый трехосный грузовик АМО-6 на фото 1932 года. В серию эта машина отправилась уже называющиеся ЗИС-6. Всего за годы производства с 1933 по 1941 на столичном автозаводе им.
Сталина было выпущено 21 239 единиц ЗИС-6. Фото: autowp.ru
Колонна грузовиков стартовала утром 25 июля с территории завода им. Сталина в Москве. По словам участников автопробега, первые два дня экспедиции, пока машины перемещались по территории Советской республики, прошли штатно без приключений. Первое значительное препятствие встретило автоколонну уже на территории БССР.
Андриевский так обрисовывает это событие: «На реке Проне (река в Могилевской области, приток Сожа — прим. автора) нас задержало неожиданное препятствие. В прошедшем сезоне паводком унесло мост — строится новый. Нам предстояла переправа на пароме с ненадежным настилом.
Въехала на паром АМО-3, настил прогнулся, но выдержал. С опаской переправив по одной более легкие автомобили, очередь дошла до ярославских. Мы принесли доски, приготовленные для моста, сделали второй настил, разгрузили от балласта автомобили и так переправились.
На переправу ушло пять часов».
Переправа грузовиков по временному настилу, 1930-е. Фото: scaleforum.ru
Автопробег длился: «Не доезжая Бобруйска, нас ожидала встреча, организованная коллективом Автодора. В город приехали в 11 часов. Из Бобруйска выехали на следующий сутки в 7 ч. 30 мин. Ехали по недостроенному шоссе. На 60 километре производились работы. Мы свернули на свеженасыпанную обочину, которая расползалась, и автомобили застряли. Извлекали буксиром при помощи трехоски. У автобуса снимали ступицу переднего колеса, заел тормоз из-за нехороших шлангов.
Дальше отправился проселок, дорога шла лесом по укатанному грунту; тут ходят трехосные Круппы (грузовики германского концерна „Krupp“ — прим. автора), подвозят на постройку дороги материалы. От Пуховичей ехали полем. Дорога сухая, но большое количество ухабов и рытвин.
От Смиловичей выбрались на хорошее, ровное, как скатерть шоссе (если судить по описанию, участники автопробега ехали на протяжении строящейся магистрали М4 Минск-Могилев, которая была открыта в первой половине 30-ых годов двадцатого века — прим. автора). В Минск приехали около 6 часов, пройдя 116 км (из них 58 проселком) со скоростью по шоссе 32,5 км в час и по проселку — 19,3».
Участники автопробега Москва-Минск-Москва на полевой дороге. В центре автобус АМО-4. Фото: издание «За рулем», 1932 год
Встречу участников автопробега в Минске Андриевский обрисовывает следующим образом: «В один момент с нами прибыли автомобили пропагандистского пробега, организованного Полоцким Автодором. На площади состоялся многочисленной митинг. Отмечали удачи советского автостроения, подтверждением чего являлась стройная колонна выстроенных на площади автомобилей.
Выступавшие останавливались на значении машин в экономике и обращались к населению с просьбой строить дороги. Командор от имени участников пробега благодарил за теплую встречу и подобно осветил цели и задачи отечественного пробега».
Грузовики участников автопробега на площади Свободы в Минске. Фото: издание «Чырвоная Беларусь», 1932 год
В столице Советской Беларуси участники автопробега совершили еще один сутки: «На следующий сутки осматривали и заправляли автомобили. Не считая малого течи патрубка радиатора у смены и автобуса колодок центрального тормоза из-за сорвавшегося феродо у одной из ярославских трехосок, никаких недостатков не нашли. Вечером были приглашены на президиум ЦС Автодора Белоруссии. С интересом выслушали доклад командора Полоцкого пробега.
Задачи этого пробега — укрепление и организация в колхозах коллективов Автодора, агитация за дорожное строительство и заём. Полочане везли с собой „американку“, на которой печатали газету, учавствовали в у6орочных работах, проводили собрания, помогая работникам колхоза разбираться в политических и текущих вопросах».
Автобус АМО-4 участников автопробега в центре Минска. Фото: издание «Чырвоная Беларусь», 1932 год
По окончании маленького перерыва участники автопробега направились назад в Москву: «В обратный путь выехали 3-го [августа] в 7 часов утра. Шоссе весьма хорошее и до 108 километра ехали мало более двух часов. К Орше все чаще и чаще попадаются ненадежные мосты.
Кое-какие из них приводятся в порядок. Мы вынуждены сбавить движение. На 12 километре не доезжая Орши остановились для сбора колонны. Орша встретила нас только организованно, вначале показались велосипедисты, после этого машины с представителями местных организаций. Мы въехали в город под звуки оркестра.
В городе было громадное оживление, все обитатели вышли на улицу. Отечественные автомобили привлекли общее внимание, весьма понравился автобус».
Недостроенный мост на пути автопробега. Фото: издание «За рулем», 1932 год
Скоро участники автопробега опять столкнулись с трудностями связанными с состоянием белорусских дорог. Андриевский пишет об этом следующее: «В Орше заправлялись бензином и выехали в 7 ч. 30 мин. Из этого начинался большак, выстроенный еще при Екатерине.
По этому тракту наступал на Москву Наполеон. на данный момент эта дорога утратила собственный значение, и мы волновались, удастся ли проехать, и выдержат ли мосты. Практически сразу после Орши — первое препятствие — брод через речку, а по окончании брода весьма крутой и продолжительный подъем.
Грузовик ЯГ-10 преодолевает брод через речку под Оршей. Фото: издание «За рулем», 1932 год
Приключения длятся: «Автомобили прошли прекрасно и мы приободрились. Но, увы через 2−3 км началась неосуществимая дорога сплошь в рытвинах и ухабах, заполненных водой. То и дело застревали стандартные автомобили.
Особенно тяжело было автобусу с удлиненным шасси. Мы ежеминутно соскакивали с автомобилей и под крики „давай, давай“ проталкивали их. У всех АМО-З погнулись багажники запасного колеса, цеплявшиеся за бугры при переезде канав. У автобуса оторвался задний фартук кузова. Трехоски шли прекрасно, не нуждаясь в помощи, и в критические моменты являлись буксиром. Пара раз в том месте, где кроме того трехоски не могли пройти, мы засыпали канавы, сравнивали бугры и делали фашины.
Так мы добрались до деревеньки Казьяны (деревня в Дубровенском районе Витебской области — прим. автора)».
Деревенская дорога, 1920-е годы. Фото: visualhistory.livejournal.com
Участники автопробега посмотрели в город на самой границе БССР и ужаснулись: «По окончании данной остановки дорога не улучшилась, и мы к 5 часам измученные добрались до города Ляды (сейчас агрогородок Витебской области — прим. автора). Ляды — историческое место: тут потерпел очередное поражение отступающий Наполеон. Улицы города были непроезжим болотом.
Командор отправился искать объезд. До тех пор пока ожидали возвращения командора, местные обитатели вместе с нами сочувственно возмущались состоянием „городских дорог“, но возможно по окончании отечественного отъезда, как и до этого, ничего не сделали. Вот куда нужно посмотреть Автодору».
Улицы города Ляды. Фото: издание «За рулем», 1932 год
Уже на выезде из Советской Беларуси автопробег столкнулся с очередной сложностью: «Через 2 км по окончании г. Ляды стало известно, что в первых рядах недостроенный мост, и мы не проедем. Оставалось одно — достроить мост. Переночевав в поле, принялись за работу.
Сделали раскосы, уложили на переводы в два последовательности доски и благополучно перевели все автомобили. На это утратили около 3 часов. В 10 часов двинулись на Красное (посёлок в Смоленской области России — прим. автора).
Дорога пара улучшилась, но остались мосты в полусгнившем состоянии, часть из них мы обрушили.
Преодоление брода на автомобиль . Фото: издание «За рулем», 1929 год
Предстоящий путь до Москвы по Советской республики автопробег преодолел за три дня. Участников экспедиции празднично встречали в подмосковном Кунцево представители Автодора, ВАТО (Всесоюзное объединение автотракторной индустрии), коллектив завода им. Сталина и лично его директор И.А.
Лихачев (по окончании развенчания культа личности столичный автомобильный завод переименуют в его честь — Завод имени Лихачева, сокращенно ЗИЛ). По словам Андриевского автопробег удался, советские автомобили продемонстрировали себя прекрасно, больших поломок техники на протяжении маршрута не было. Главные нарекания привело к состоянию переправ и дорог через реки. «водители заводы и Советские конструкторы еще раз выдержали экзамен. Пробег дал технический опыт и ценный материал.
Напоследок остается захотеть, дабы строительство мостов и дорог не отставало от темпов отечественного автостроения. В один момент необходимо форсировать организацию авторемонтных станций и установку бензиновых колонок, еще отсутствующих не только на шоссе, но и в большинстве городов отечественного Альянса» — резюмировал Андриевский.
Источники:
текст — М. Андриевский «Советские автомобили, водители и конструкторы выдержали экзамен», издание «За рулем», № 17−18, 1932;
иллюстрации — издание «За рулем», издание «Чырвоная Беларусь», nami.ru, autowp.ru, scaleforum.ru, visualhistory.livejournal.com.