Владимир попов, председатель совета директоров гк «фаворит моторс» («рбк»)
Генеральный директор группы компаний «Фаворит Моторс» Владимир Попов поведал, как его компания расстается с Дженерал моторс, из-за чего снизился в цене Ford и как текущий кризис поменяет структуру российского авторынка.
«Если бы кризисов не было, их нужно было бы изобрести»
– На авторынке кризис, а в портфеле «Фаворита» достаточно проблемных марок. Что будет с компанией?
– На сегодня мы имеем 19центров в Москве, и по сей день с «Фаворитом» происходит, возможно, наилучшее из того, что может происходить с автомобильной компанией в кризис. Мы прибыльны по всем маркам портфеля. К счастью, уже давно мы закончили глобальные инвестиции в постройку автоквартала на севере Москвы. Возможно заявить, что нам повезло, и мы успели выстроить важный проект за докризисные рубли.
Это первое. Второе: компания, существующая на русском рынке 21 год, имеющая таковой сервисный потенциал и такую клиентскую базу, как у «Фаворит Моторс», практически существует независимо от колебаний рынка. По большому счету кризис – отечественное любимое время. Любой кризис давал бизнесу «Фаворита» вырасти приблизительно на 50%.
Если бы кризисов не было, их нужно было бы изобрести.
– Все-таки по отдельным маркам продажи упали весьма прилично. Не думаете перетряхнуть портфель, избавиться, к примеру, от Peugeot и Citroen?
– Что касается Peugeot Citroen, на сегодня мы наибольшие игроки в данной нише, а отечественные сервисные мощности равны порядка 30 постов. Коэффициент загрузки сервиса превышает 0,9. Это прекрасный показатель. PSA имеет сильно выраженную сервисную бизнес-модель. Коэффициент покрытия сервисом всех издержек по этому бизнесу превышает 75%.
Лучший показатель достигается лишь в премиальных марках типа Audi, Mercedes и BMW, где он может быть около 82–83%. Исходя из этого сказать о том, что Peugeot Citroen – это не хорошо, я бы не стал. Нам нравится данный бизнес, и независимо от того, как будет складываться рыночная обстановка, мы будем его продолжать.
В случае если сказать раздельно о GM [владеет Опель и Шевроле, уходит с русского рынка до конца 2015 года], то на данный момент, с учетом 25-процентных скидок, по этим маркам мы снимаем сливки. К сожалению, это продолжится лишь до Января этого года. Хорошая новость в том, что автосервисы GM трудятся на пределе возможностей, учитывая продажи за последние годы.
Еще шесть из 19 центров «Фаворита» – это Kia – стратегического партнера компании. Kia сейчас – мечта любого дилера. Это единственная марка, которая показывает минимальное падение довольно общерыночных показателей. Не секрет, что корейцы настроены значительно увеличить собственную рыночную долю, воспользовавшись текущим кризисом. В этом случае банк сорвет тот, у кого больше шансов для продвижения марки.
А у «Фаворита» они самые громадные на русском рынке.
Еще два отечественных центра – это Skoda. Она полностью стабильна. Другими словами у марки не бывает огромных взлетов, но и не бывает громадных падений.
Мы весьма ветхие партнеры и собираются и дальше развивать отечественное сотрудничество, а также запуская новые центры.
Volvo кроме этого весьма стабильна и находится на подъеме в связи с возникновением нового XC90. Уже разумеется, что машину потребитель принял, и собственные квоты по ним на ближайший квартал мы распродали в ноль. К 2018 году мы возьмём еще пара новинок.
Ближайшее будущее с Volvo выглядит достаточно приятным.
Кто не смог пережить прошедший год – это Seat. К нашей эйфории, мы смогли окупить данный проект. Мы не делали неточностей, каковые делали другие дилеры, каковые, к примеру, в регионах умудрялись строить концепты по $4 млн.
Отечественные вложения в данный бизнес я оцениваю приблизительно в €250 тыс.
– Опель и Шевроле вы также окупили?
– У нас два центра этих марок. Один выстроили три года назад, второй – полтора года. Да, период окупаемости полностью не пройден.
Но это не неприятность. По одному центру уже имеется два предложения от весьма действенных и известных европейских марок. Сейчас закрывается GM, на следующий день раскрываются они.
Второй центр я до тех пор пока сознательно не желаю перепрофилировать. На его базе обслуживается много клиентов Опель и Chevrolet, и мы, непременно, будем выполнять все обязательства. По условиям отечественного «развода»с GM у нас остается сервисный договор, и мы заключаем новый договор на продажу машин Cadillac и дорогой линейки GM [корпорация продолжит реализовывать на русском рынке дорогие марки Corvette и Camaro].
Кстати, сейчас русский часть «Фаворита» по продажам Corvette равна 40%, а по продажам Camaro – 36%. Само собой разумеется, развивать бизнес во многом придется заново и нам, и офису GM. Это новый вызов, а вызовы нам нравятся. До тех пор пока минимизируем последствия ухода для себя и клиентов в самом бюджетном сегменте марки. С целью этого мы запустили совместную программу с Kia.
Всю линейку Lacetti и Aveo меняем на новейшие Kia Rio с дисконтом 80 тыс. руб. плюс начисляем сервисную компенсацию 20 тыс. руб. Другими словами 100 тыс. руб. чистой пользы для клиента и пятилетняя гарантия – это реально сильно.
– Как вы думаете, из-за чего GM решила уйти?
– Возможно, она и сама ответит на данный вопрос с большим трудом. GM почему-то принимала российский рынок и отечественного потребителя как, допустим, потребителя из Мексики либо Бразилии, ну либо из отдельных провинций Китая. А это далеко не так. Российский рынок поразительно развит с позиций интеллекта и запросов людей.
На сегодня GM в нижней линейке не имела достаточно адекватного конкурентного торгового предложения. Она ошибочно полагала, что автомобиля типа Lacetti вполне достаточно для русского рынка. Не сделав нужных инвестиций в продуктовую линейку, играться в Российской Федерации в самом высококонкурентном сегменте не представляется вероятным.
– Сравнительно не так давно начались переговоры дилеров и GM о «разводе». Что предлагают американцы, что требует «Фаворит»?
– Отечественные требования весьма несложны: отдайте отечественные вложения. GM готова с нами рассчитываться исходя из периода 100-процентного дисконтирования инвестиций в пять лет. Это уже озвученная информация, мы в принципе согласны.
Как мы будем близки в каких-то небольших подробностях – это вопрос переговоров.
– какое количество вы положили?
– Средняя удельная стоиость дилерского центра в Москве не бывает меньше $8 млн.
– Кто еще из производителей машин на данный момент в зоне риска?
– На мой взор, кое-какие японцы. Тут неприятности начиная от дорогой иены, заканчивая слабостью и сложной логистикой отдельных игроков. Конечно, я не имею в виду Toyota и Nissan. Как вариант, проблемными для дилеров смогут стать Honda, Acura и Suzuki. Не думаю кроме этого, что на данный момент лучшие времена для Mitsubishi.
Разумеется, сложно будет китайским маркам. По итальянцам в принципе не осознаешь, они живы либо в далеком прошлом уже в мире другом.
– Сравнительно не так давно Ford стал осуществляющим контроль акционером в русском СП Ford Sollers. Что-нибудь изменилось?
– Похоже, американцы сдерживались ответами российского партнера. Sollers, разумеется, не желала брать на себя убытки от девальвации рубля и блокировала решения по цене. Исходя из этого Ford не имел возможности трудиться в Российской Федерации, как на всех остальных рынках, применяя силу материнской компании. Сейчас, "Наверное," Ford взял право самостоятельно принимать решения в ценовой и маркетинговой политике. Мы это почувствовали мгновенно.
Во-первых, компания трижды за год опустила цены, пошли продажи, во-вторых, показался бюджет на маркетинг. Начала изменяться коммуникация с дилерами. на данный момент, в случае если соперники ставят цену на модели, условно говоря, 450 тыс. руб., Ford также поставит 450 либо кроме того 440. По моему точке зрения, с Ford мы в прошедшем сезоне достигли дна, сейчас будем всплывать.
– По слухам, Sollers может выйти из бизнеса SsangYong, а марка – покинуть российский рынок.
– Это не верно. Сравнительно не так давно у нас был совместный с Sollers рабочий ланч с вице-президентом SsangYong господином Ли, что приезжал в Россию, и смыслом его приезда было две вещи. Первая – договориться с Sollers по тому, как будет вестись предстоящая операционная деятельность.
И вторая – это донести, а также до наибольших дилеров, клятвенные обещания, что ничего они закрывать не планируют, остаются тут и все будет прекрасно.
«На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тысяч»
– Каков ваш прогноз по рынку в2015 году?
– В случае если выйдем на 1,5 млн автомобилей – будет превосходно, но я очень сильно в этом сомневаюсь.
– Государственные программы оказывают помощь продажам?
– Каждая программа выступает в качестве поддерживающего фактора. Вместе с тем сказать, что она сильно поддержит рынок, не следует. Мы столкнулись с целым рядом неприятностей.
По большей части это курс и его резкие трансформации. Эта обстановка оказала влияние на настроения потребителей. Не так долго осталось ждать мы по большому счету не определим тот пейзаж автомобильного рынка, к которому привыкли.
В то время, когда имеется огромное разнообразие автомобилей, а также приходящих по импорту: кабриолеты, купе, родстеры и без того потом, – это та роскошь, которая на время провалится сквозь землю.
– Другими словами импорт вымрет?
– Нет, я считаю, что рынок пройдет собственный логичный экономический цикл и перейдет на новый виток. В текущих экономических условиях единственными драйверами для продвижения автомобильных марок стали инновации, новинки и локализованное производство. Причем со степенью локализации не меньше 65%. К сожалению, импорт при таком курсе полностью убыточен фактически для всех.
На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тыс.
– Кроме того по окончании стабилизации направлений?
– Непременно. Стабилизация случилась на отметке 50 руб. за американский доллар, а целый бизнес с производителями рассчитывался при курсе американский доллар – 32, евро – 44. Соответственно, если вы взглянуть на эту «маленькую» отличие, вы осознаете, что импортер, получающий порядка 4,5–7% маржи от производителя, не взять убытки просто не может.
– Будет ли предстоящий рост стоимостей?
– При росте курса это полностью неизбежно, тут кроме того сказать не о чем.
– Раскроете денежные показатели за 2014 год?
– Продажи в прошедшем сезоне – 41,1 тыс. машин, из них новых – 32,8 тыс. штук, в trade-in – 7,2 тыс., в долг – 11,1 тыс., корпоративные продажи – 6,5 тыс. Средняя удельная стоиость розничной продажи автомобиля в рублях: нового – 871,1 тыс. руб., с пробегом – 438,5 тыс. руб. Суммарная выручка холдинга за прошедший год – 36,6 млрд руб.
Выручка от одолжений по ремонту и техническому обслуживанию – 4,2 млрд руб. Этого выяснилось достаточно, дабы занять девятое место в рейтинге 200 наибольших автомобильных холдингов России.
«РБК»