Ушли не попрощавшись
От ухода из России некоторых брендов российские потребители, конечно, пострадают – беднее будет выбор, встанут вопросы сервиса. Однако под еще более сильный удар попадают дилеры, которые в очередной раз поняли, как слабо они защищены от волюнтаристских действий зарубежных «партнеров».
Что и говорить, объявление об уходе с российского рынка брендов Opel и Chevrolet прозвучало как гром среди пусть и не ясного неба российского авторынка: хотя в стране бушует самый серьезный в новейшей истории кризис, никто не ожидал, что американский автогигант – General Motors – так неожиданно и демонстративно хлопнет дверью. Уже немало сказано о том, почему на самом деле концерн пошел на такой шаг, и, обобщая эти дискуссии, можно заявить, что в поведении американского автопроизводителя есть как экономическая, так и политическая подоплека.
Не подготовились
В свое время GM стал одним из первых мировых автопроизводителей, который начал активно осваивать российский рынок. Еще в 1996 г. в Татарстане он запустил производство Сhevrolet Blazer (правда, потом этот проект закрыл). Позже было создано СП с АвтоВАЗом по выпуску бюджетного внедорожника Chevrolet Niva, началась сборка нескольких моделей в Калининграде, подписан договор с ГАЗом о производстве в Нижнем Новгороде нового Chevrolet Aveo.
Ну и, конечно же, в 2008 г. концерн открыл собственный завод под Санкт-Петербургом. Таким образом, к нынешнему году американский гигант имел на российской территории уже целую сеть производственных площадок.
По итогам 2014 г. бренды Opel и Chevrolet продали в России в общей сложности 188 тыс. автомобилей, а совокупная доля российского рынка этих брендов достигала 8%. Вроде бы результат неплохой. Но если проследить динамику, то ясно, что положение GM на российском рынке постепенно ухудшалось. Так, в 2008 г. Opel и Chevrolet продали машин почти вдвое больше, чем в ушедшем году (333 тыс., график 1).
Да, тот год стал пиковым для всего рынка, но ведь и доля рынка у двух марок GM была более значимой – свыше 12% (график 2).
Очевидно, General Motors оказался неподготовленным к буре на российском авторынке. Прежде всего у компании сформировался не очень удачный модельный ряд – скажем, у Opel и Chevrolet так и не появилось сильных моделей в сегменте кроссоверов и внедорожников: Opel Antara и Mokka, Chevrolet Captiva и Blazer играли второстепенные роли в этом самом быстроразвивающемся сегменте (модель Chevrolet Niva не в счет, так как, по сути, это почти российская машина, к тому же она остается на рынке). А в массовых сегментах «В» и «С» американские и немецкие модели Aveo, Cruze, Astra, Corsa оказались затертыми конкурентами, в первую очередь из Южной Кореи (как известно, по итогам прошлого года лучшими в классе «В+» среди иномарок стала модель Hyundai Solaris, а в сегменте «С+» – Кia cee d).
Мнение профессионала
Виталий Грошенков, коммерческий директор группы компаний «Автомир»
Безусловно, уход Opel и Chevrolet стал сильным ударом для монобрендовых дилеров и тех компаний, где продажи машин этих марок доминировали. У многих бизнес просто встал, и теперь им надо как-то перепрофилироваться, может быть, делать упор на постпродажное обслуживание. Тем более, GM декларирует, что будет поддерживать поставки запчастей и оборудования для сервиса.
Что касается компенсаций, то пока концерн не дал внятных ответов по данному вопросу. Мы надеемся на конструктивный диалог в этом отношении и рассчитываем получить компенсацию затрат, ведь при подписании контракта декларировалось, что эти бренды будут на российском рынке как минимум ближайшие семь лет. На будущее, чтобы избегать таких проблем, нужно, вероятно, предусматривать в договорах подобные действия иностранных партнеров.
Возможно, в это должно вмешиваться государство, ведь такие ситуации угрожают подрывать деятельность российских компаний не только в автомобильной отрасли.
Да, у брендов GM, безусловно, есть удачные модели. Прежде всего это относится к сегменту семейных компактвэнов, где лидирующие позиции долгое время держат Chevrolet Orlando и Opel Zafira. Однако на российском рынке эта ниша незначительна, и успех данных машин, увы, не мог серьезно поддерживать общие продажи марок.
Теперь уже ясно, что GM нерешительно действовал в развитии своей производственной стратегии. Ставку нужно было делать на локализацию, которая шла на предприятиях концерна в России медленно. В результате после девальвации рубля цены взлетели, и с началом кризиса продажи рухнули более чем на 70%.
В таких условиях концерн решил остановить свою деятельность в России, тем более что весь европейский бизнес GM в последние годы является убыточным, и поддерживать на плаву российские операции уже не было ресурсов.
С оглядкой на Вашингтон?
Впрочем, я все-таки не думаю, что уход GM из России связан исключительно с экономикой. Ведь в кризис 2008 г. (как и в кризис 1999 г.) концерн терпел и боролся за свое место на нашем рынке. Как сейчас терпят, затянув пояса, другие ведущие иностранные автогиганты. Все они понимают, что нынешнее падение явление временное, и нужно лишь набраться терпения.
Да, приходится порой продавать автомобили и себе в убыток, зато потом эти потери можно будет компенсировать при росте спроса.
Но General Motors терпеть не стал. Скорее всего, здесь не обошлось без оглядки на американское правительство. Ведь GM является наиболее зависимым от американских властей автоконцерном: во время последнего кризиса власти США сделали многомиллиардные вливания, чтобы оставить этот гигант на плаву.
С изменением внешнеполитических реалий американский бизнес как-то недружественно ведет себя в России. Вспомним хотя бы действия американского нефтяного гиганта Exxon Mobile, который сейчас предъявляет нашей стране претензии на выплату налогов на полмиллиарда долларов. Продает свои активы в России и американский металлургический гигант Alcoa.
По странному «совпадению» все это происходит почти одновременно с уходом General Motors.
Удар по дилерам
Чем обернется уход Chevrolet и Opel с российского авторынка? По большому счету потребитель не должен сильно пострадать, разве что будут разочарованы наиболее лояльные приверженцы брендов. Кровью и потом заработанную американцами нишу с легкостью займут другие автопроизводители – те же корейские компании, а также представители Альянса Renault-Nissan, которые пустили мощные корни в российском автопроме и теперь благодаря развитой производственной программе и высокой степени локализации решительно отъедают новые куски рынка.
Мнение профессионала
Олег Мосеев, вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
В результате ухода GM с российского рынка без работы может остаться до 15 тыс. человек. Некоторым предприятиям нанесен значительный ущерб: есть примеры, когда дилеры закончили строительство новых центров как раз в тот момент, когда концерн вдруг объявил о своем решении покинуть Россию. Еще больше компаний, которые по требованию американской и немецкой марок провели в прошлом году ребрендинг, вложив в него немало средств.
РОАД уже не один год обращает внимание на дискриминацию российских автодилеров производителями, однако, у нашего государства всегда в приоритете иностранные инвестиции, а не национальные. И это при том, что сумма вложений в дилерские сети превышает суммы, вложенные в строительство заводов. В свое время ФАС вроде бы занялась этим вопросом, но в итоге был принят лишь ни к чему не обязывающий Кодекс автопроизводителей, поэтому дискриминация дилеров никуда не делась.
На мой взгляд, необходимо внести изменения в законодательство, в том числе в закон «О торговле». Ну и, конечно же, продолжить консолидацию дилеров в рамках РОАД, чтобы им было легче отстаивать свои права на любом уровне.
Пожалуй, самым болезненным ударом уход General Motors станет для российских дилеров. По данным компании «Автостат», к моменту ухода с рынка у GM насчитывалось 310 дилерских контрактов по всей России. А значит, каждое из этих предприятий в одночасье потеряло бизнес: без предупреждения оказались выброшенными на ветер миллиарды рублей, потраченные российским бизнесом на возведение автосалонов и техцентров, тысячи людей остаются без работы.
MotorPage.ru