Татьяна луковецкая, гендиректор «рольф» («рбк daily»)
Падение продаж машин продолжится еще долго, а многие дилеры уже были на грани банкротства. какое количество из них смогут уйти с рынка в скором будущем, из-за чего стране выгодно поддерживать автодилеров и как нужно строить бизнес, дабы он рос, в то время, когда рынок падает, РБК поведала председатель совета директоров наибольшего российского автодилерского холдинга «Рольф» Татьяна Луковецкая.
«Люди с деньгами некуда не убежали»
– В то время, когда возобновится рост продаж машин?
– Если бы у меня был хрустальный шар, я бы ответила на данный вопрос. Падение авторынка длится со второй половины прошлого года. на данный момент оно мало замедлилось из-за запуска в сентябре программы утилизации. Разумеется, что в 2015 году понижение продолжится.
По отечественным прогнозам, оно будет стремительней, чем в текущем году.
Улучшение имело возможность бы случиться в середине следующего года, в случае если совпадут сходу пара факторов. К примеру, закончится политический кризис, нефть будет стоить $100 за баррель. С уверенностью могу заявить лишь одно: мы еще не достигли дна.
– У «Рольфа» как обстоят дела с продажами?
– Мы идем против рынка. Прошедший год рынок закончил на отметке минус 8%, у нас было плюс 18%. Продажи «Рольфа» растут до сих пор.
За десять месяцев рынок упал на 11,6%, у нас продажи выросли практически на 10%, в октябре рост составил 16,5%.
– Из-за чего так?
– Начиная с 2011 года мы защитили новую стратегию, которая была основана на уроках прошлого кризиса. Тогда мы осознали, что нужно трансформировать личный ретейл. Розница стала стратегическим направлением развития компании.
Мы стали наращивать долю премиальных брендов, потому, что они более устойчивы в кризисных обстановках. Время продемонстрировало, что мы выбрали верную стратегию. Не обращая внимания на то что в текущем году рынок упал практически на 12%, премиальные торговые марки, которыми торгует компания, выросли на 36,7%.
Люди с деньгами некуда не убежали. И вдобавок премиальные торговые марки расширяют собственные модельные линейки, приближаясь к верхней границе массового сегмента. Клиент, что раньше имел возможность позволить себе лишь массовый сегмент, взял возможность брать премиальный. Это также послужило триггером роста продаж.
В массовом сегменте мы стали концентрироваться на тех брендах, каковые производятся в Российской Федерации.
– Из-за чего лишь с местными, они дают громадную маржу?
– Нет, степень маржинальности приблизительно однообразная. Вопрос в устойчивости производителя. В то время, когда вы выстроите завод ценой $200 млн, вы, вероятнее, не уйдете с рынка лишь вследствие того что нежданно изменились экономические условия.
Плюс локализация моделей подразумевает понижение себестоимости и адаптацию к русским условиям обслуживания и эксплуатации. Все это ведет к увеличению спроса на такую модель.
– По большому счету маржа понижается?
– Само собой разумеется. И уже не первый год. Не смотря на то, что что осознавать под маржой и как ее вычислять. Имеется маржа от отгрузки, имеется от бонусной составляющей, которую платит производитель при исполнении дилером определенных условий.
В первую очередь это исполнение качественных показателей и плана отгрузок, таких как удовлетворенность потребителя, соответствие стандартам, проведение ребрендинга, соответствие политике производителя и пр. Так, в случае если сказать о металлической марже как о торговой наценке – да, непременно, она понижается. Исходя из этого дилеры вынуждены делать какие-то занимательные акции чтобы подогреть слабеющий спрос.
Рынок неуклонно движется в сторону западных моделей бизнеса, где маржа практически равна нулю. Кроме того имеется отрицательная. Они получают на дополнительном оборудовании, финуслугах, на trade-in и сервисе.
Мы в «Рольфе» назвали это кумулятивной маржой.
– Как снизилась торговая наценка?
– Все лично. Имеется торговые марки, по которым она выросла. Но консолидированная торговая маржа падает.
– В то время, когда приблизится к нулю?
– Надеюсь, в следующем году этого не случится.
«Пока не светло, где дно»
– Чем отличается кризис 2008–2009 года от текущего?
– Скоростью. Тогда было отскок и резкое падение наверх, на данный момент – медленное, но неуклонное сползание. И пока не светло, где дно.
– Программа утилизации подержанных машин оказывает помощь дилерам?
– В определенной степени. Но запустили ее через чур поздно. Целый год дилеры трудились над тем, дабы вернуть программу субсидированного кредитования.
В кризис растут ставки, на данный момент мы замечаем твёрдое падение продаж в долг, что в массовом сегменте есть критичным. Автопром – громадная отрасль, ей необходимо помогать. В прошедшем сезоне русский потребитель израсходовал практически $74 млрд на приобретение машин. На прошедшую программу субсидирования автокредитования государство выделило 8,6 млрд руб., а возвратилось в бюджет в виде налогов 28 млрд руб.
Программа льготного кредитования была удачна всем.
– Что лучше – утилизация либо льготное кредитование?
– Кредитование. Так как это поддерживало и денежный, и страховой рынки. Но при нынешнем падении уровня и экономики судьбы потребителей сомневаешься, что локальных мер помощи хватит.
Нужно извлекать всю экономику.
– на данный момент многие большие дилеры развивают сегмент машин с пробегом. Это перспективное направление?
– Прошедший кризис нас кроме этого научил тому, что машины с пробегом нуждаются в срочной ревизии, и на них следует сделать ставку как на стратегический продукт. За прошедший год в Российской Федерации было реализовано 5 млн подержанных автомобилей против 2,7 млн новых. За годы автомобильного бума В первую очередь 2000-х в стране сформировался громадный парк подержанных машин. Это весьма хороший бизнес.
Наряду с этим в прошедшем сезоне через официальных дилеров было реализовано лишь 7% подержанных машин, другое продолжает находиться в зоне «из рук в руки». В 2012 году, в то время, когда мы начали программу, у «Рольфа» на подержанные машины приходилось 11% всех продаж, на данный момент – 30%.
– Какой ориентир?
– Как в Европе – 50 на 50.
– В то время, когда рассчитываете выйти на данный показатель?
– Тяжело сообщить, в то время, когда мы достигнем европейского уровня. Но я вам так сообщу. В 2012 году у нас в стратегии было прописано выйти на долю trade-in в 25% в 2015 году.
Мы достигли этого показателя уже в 2013 году. Мы развиваемся весьма скоро. Но не все зависит от отечественной эффективности. Очень многое зависит и от определенных трансформаций в законодательстве, например, от установления единой совокупности оценки вторичного рынка машин. Это в то время, когда по номеру VIN вы сможете определить всю историю получаемого автомобиля.
На западе имеется такие справочники, у нас – нет. До тех пор пока мы пользуемся собственным справочником, что ведем с 2007 года. Но в стране 3 тыс. дилеров, и принципиально важно создать единую базу.
Речь заходит не только о истории и сервисе автомобиля, не следует забывать и о базе кредитных машин. на данный момент мы совместно с ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) трудимся над созданием единого языка, что разрешит нам цивилизовать данный рынок.
– Желаете исключить частников с рынка?
– В то время, когда получит совокупность, многие частники сами уйдут. Либо им нужно будет вкладывать средства, дабы подключиться к совокупности. Но всецело убрать перекупщиков не окажется. Рынок конкурентный и через чур большой, работы хватит всем.
У клиента постоянно будет выбор.
«Деньги дорожают, а бизнес у нас низкомаржинальный»
– Как изменятся размеры поставок в Россию тех брендов, с которыми вы трудитесь?
– Не знаю, мы лишь начали переговорный процесс. Ближе к Январю станет ясно.
– В 2015 году автомобили подорожают?
– без сомнений. Уже в текущем году был рост стоимостей практически по всем моделям. В случае если продолжится падение рубля, это отразится на стоимостях на машины.
– Денежные показатели за 2014 год очень сильно будут различаться от плановых?
– Мы идем с опережением замыслов и выше прошлого года. Правильные цифры смогу дать, лишь в то время, когда закроем год.
– Долговая нагрузка возрастает?
– По прошлому году долг «Рольфа» составлял 2,3 EBITDA, на данный момент ниже. Правильную цифру до годовой отчетности сообщить не могу.
– Рынок авторетейла очень сильно изменится из-за кризиса?
– В 2008–2009 годах из 2,8 тыс. дилеров ушло приблизительно 400. на данный момент также будут трансформации. Трудности по большей части будут испытывать монобрендовые автоцентры, торгующие машинами массового сегмента. И дилеры, у которых кризис ликвидности и большая задолженность.
Деньги дорожают, а бизнес у нас низкомаржинальный.
– какое количество дилеров уйдет с рынка?
– Зависит от глубины кризиса. Не исключаю, что до 30%.
– Дилеры просят помощь у страны?
– Правительство не идет на диалог с автобизнесом. Я не помню, дабы хоть торговли и Министерства одно решение промышленности обсуждалось с РОАД. Я кроме того сомневаешься, что министр [Денис] Мантуров знает заглавия автодилеров.
По крайней мере, на неоднократные обращения РОАД о возвращении программы льготного кредитования на новых условиях, удачных для страны, не было ответа и тем более – дискуссии с нами. Напомню, дилеры предлагали увеличить ценовой коридор цены машин до 1 миллионов рублей., наряду с этим субсидировать лишь половину ставки кредитования. Под такие параметры подпадали более 80% собираемых в Российской Федерации машин.
Легко для сравнения: в Европе нереально принятие ни одного закона без консультаций с опытными ассоциациями.
– Консолидация дилеров будет?
– Она уже происходит. Сравнительно не так давно «Автоспеццентр» приобрела «Эла», позже была сделка «Автодома» с петербургским «Олимпом». Да, рынок созрел для консолидации.
С нами, к примеру, желают слиться все.
– Сами думаете о приобретениях?
– Замыслы такие имеется, но сделок пока не ведем. на данный момент все присматриваются друг к другу.
– Региональный бизнес увлекателен?
– Нет. Это не отечественный сегмент.
– С учетом волатильности рынка изменилось планирование?
– У нас – нет. Как и раньше, целевое планирование идет на год, дальше ежемесячно замысел корректируется. Но мы можем экстренно поменять производственный замысел.
– Как довольно часто меняете?
– Очень редко. В противном случае с нами никто не захочет трудиться.
– Штрафы предусмотрены?
– Нет. Это обычная обстановка, все всё знают.
– Работа дилеров и производителей изменилась?
– У части производителей стали меньше бонусы, но не у всех. У кого-то бонусы перегруппировали: больше стали платить за качественную составляющую, но меньше за количество.
– Имеется ли неприятности с импортом комплектующих и автомобилей из-за санкций?
– До тех пор пока нет. Надеюсь, что и не будет.
«РБК daily»
Татьяна Луковецкая, председатель совета директоров РОЛЬФ, в гостях РБК ТВ
Темы которые будут Вам интересны:
-
Татьяна луковецкая, генеральный директор розничного подразделения гк «рольф» («автостат»)
-
Андрей пантюхов, гендиректор ооо «нокиан тайерс», вице-президент nokian tyres («рбк daily»)
-
Олег мосеев, гендиректор psb consulting group, вице-президент роад («автостат»)
-
Маркус озегович, гендиректор volkswagen group rus («рбк daily»)