Страховая лихорадка
Сегодняшний год начался для авторынка с прогнозируемого еще прежде роста стоимости и спада продаж машин. Сейчас ценники на новые автомобили впечатляют меньше, чем обновленная цена страховых полисов на подорожавшие машины.
Вторым серьёзным событием для рынка автомобильного страхования выяснилось появление единой методики расчета цены страхового ремонта, которая стала необходимой с 17 октября 2014 года. В декабре прошлого года, в то время, когда уже начались важные колебания курса валют, РСА официально запустил в воздействие справочники, необходимые для применения при определении средней цене затрат на ремонт по ОСАГО.
Эти и другие события выяснят развитие рынка страхового ремонта в этом и в последующих годах – уверены игроки отрасли. Специалисты уверенны, что в скором будущем страховым компаниям нужно будет урезать издержки, пристально соизмерять собственные риски и проявлять на деле, а не на словах, личный подход к клиенту, другими словами предлагать страховые полисы в зависимости от уровня и условий страхователя. Со своей стороны клиенты страховых компаний, появлявшись в условиях сниженной платежной способности, будут стремиться сократить размер страхового пакета, оставив в нем комплект «первой необходимости», к примеру, страхование на случай полной смерти автомобили либо ее угона.
«Уровень цен на запасные части, краски и расходные материалы на момент разработки ценовых справочников был заложен июльским курсом валют 2014 года, – отмечает Александр Казаченко, начальник направления развития региональной сети ООО «Аудатэкс». – Сейчас возможно столкнуться с тем, что одни запасные части имеют цена выше РРЦ, а другие – ниже китайских аналогов, либо смогут по большому счету не содержать цен. Но, без оглядки на все эти неприятности, это вправду очень важный и нужный ход в регулировании ОСАГО».
Александр уверен, что потребуется не меньше года чтобы установить порядок на рынке ОСАГО. Уже на данный момент цена страховки двоекратно увеличилась, а суммы, каковые выплачивает страховая компания, как прежде не хватало, так и в будущем будет не хватает. А также возможность направления на ремонт не спасет обстановку.
Не смотря на то, что все ожидают обновления справочников, которое согласно неподтвержденным данным состоится 1 апреля. Разработчики обещают учесть все имеющиеся замечания страхового и экспертного сообщества при формировании нового справочника.
«Наступивший кризис – это опробование не на один год, а на долгое время, – пологает аналитик. – По моему точке зрения, приблизительно месяцев через восемь начнутся трансформации в структуре автосервисного рынка. Сервисы С-сегмента будут переходить в B-категорию. Растолкую обстоятельства: среднестатистический автолюбитель уже привык брать страховку КАСКО, он успел привыкнуть и к сервису определенного уровня. Как и каждый шофер, он систематично попадает в ДТП.
И по сей день, в то время, когда у водителя появится неприятность, он, вероятнее, отправится в предлагаемый страховой компанией автосервис. Автолюбители еще более пристально будут вычислять деньги, и, стремясь сэкономить, начнут искать то место, где их будут обслуживать дешевле. В автосервисе категории С понятия нормочаса значительно чаще не существует, определение уникальная/неоригинальная запчасть размыто, но существует практика применения б/у запчастей.
А так как автовладелец не желает переплачивать, он будет ставить б/у запчасти либо «неоригинал» в 80-ти процентах случаев. А гаражный сервис неизменно дешевле СТО В-сегмента. Обладатель сервиса С-сегмента, что обслуживает в месяце в среднем не более 30 машин, не думает о автоматизации процессов и качественном росте. При сдвиге в В-сегмент у обладателей таких сервисов начнут расти размер обязательств и объёмы работ перед клиентами.
Это потребует расширить техническое оснащение, внедрить оптимизации и средства автоматизации, увеличить штат». Кризис 2008 года продемонстрировал рост из С-сегмента в B-сегмент в размере 80%.
на данный момент переход будет происходить активнее, и при сохранении этого тренда через два года емкость СТО С-сегмента окажется малом, уверен Александр. В ближайшее же время, согласно точки зрения специалиста, целый ремонтный поток будет распределяться между сократившимся числом СТО, что обострит борьбу на автосервисном рынке.
«В сложившихся условиях компания «Аудатэкс» вводит на рынок сервисный продукт, ориентированный прежде всего на свободные автомастерские, – говорит Александр. – Пользователи сервиса возьмут доступ к всех данных о ТО для всех марок и моделей, включая список нужных работ, регламент их проведения, и электронные карты с отметками об обслуживании, каковые разрешат упростить процесс перепродажи автомобиля на вторичном рынке».
«Наступивший год будет тяжёлым для страхового рынка, – такого же мнения придерживается Олег Базникин, коммерческий директор ООО «ДАТ Рус». – Страховщикам придется туго, поскольку деньги по страховкам они собирали, исходя из ветхих расчетов, а цены на запчасти и цена работ в дилерской сети на данный момент другие. Страховые компании будут поднимать цены на собственные продукты.
Наряду с этим уже формируется «снежный ком»: наличный расчет возрастает, понижается часть кредитных машин, соответственно, делается меньше застрахованных авто. И в случае если повышать тарифы, то число застрахованных автовладельцев снизится еще больше». По словам Олега, в сфере IT-разработок для автобизнеса многие пользователи ищут более дешёвую альтернативу привычному ПО.
Они разглядывают все вероятные варианты, учитывают все критерии в пользу того либо иного решения. Помимо этого, последние события в жизни страны и на страховом рынке – внедрение и кризис единой методики – стали, согласно точки зрения Олега, теми факторами, каковые стимулируют пользователей переходить с пиратских программ на легальное ПО.
«Сама по себе новая методика, в случае если покинуть до тех пор пока «за скобками» оценку ее эффективности, есть как раз поручителем стабильности для рынка, – растолковывает специалист. – Обязательный атрибут методики – лицензионное ПО, применяемое для расчета цены ремонта. Помимо этого, в этих условиях у страховщика стало больше выбора среди экспертных организаций. И основным критерием выбора есть возможность проводить согласования и расчеты в официальном программном обеспечении».
Цены на стоимость и автомобили одолжений на сервисном рынке будет расти и дальше, уверен Олег. Возможно ожидать того, что обострится борьба среди игроков рынка, и главным способом борьбы станут ценовые войны. Стоит ожидать понижение складских запасов у дилеров и импортёров.
Более того, многие участники рынка, в рвении оптимизировать собственные затраты, будут искать другие варианты в виде новых поставщиков запчастей и b2b-одолжений, пользоваться услугами компаний-аутсортеров.
«Кузов»