С какими результатами завершился 2015 год для авторынка сибири? («континент сибирь online»)
По результатам 2015 года продажи новых машин в Сибири упали на 38%, тогда как в целом по России они уменьшились на 35,7%. Самый остро кризис почувствовали Красноярский край, Забайкалье и Кемеровская область. Довольно стабильно 2015 год прошли Омская, Новосибирская области и Алтайский край.
Кто больше всего утратил, а кто заполучил в данной ситуации – в материале «КС».
В разрезе регионов
За 2015 год официальными дилерами Сибирского федерального округа (СФО) было реализовано чуть менее 100 тысяч новых машин, что на 38% меньше, чем в 2014 году, и на 44% меньше, чем в 2013 году. Любопытно, что по безотносительным показателям продаж фаворитом среди городов в первый раз за последние годы стал не Красноярск, а Новосибирск, где было реализовано более чем 17 тысяч новых машин.
Более того, даже в том случае, если разглядывать обстановку не по городам, а в целом по субъектам, то и тут Новосибирская область выяснялась в первых рядах, опережая как Красноярский край, так и Кемеровскую область. Кризисный 2015 год Омская, Новосибирская области и Алтайский край на удивление прошли достаточно стабильно, упав в среднем на 27%. Тогда как Красноярский край упал на 47%, Кемеровская область – на 39%, а Забайкальский край – на целых 49%.
Топовая «десятка»
2015 год внес коррективы в расстановку сил среди производителей машин. Наряду с этим драйвером трансформаций становился далеко не всегда спрос со стороны клиентов, а гибкость тех либо иных дистрибьюторов, и адекватность их ценовой политики. «КС» уже детально разбирал главные события 2015 года на авторынке Сибири, исходя из этого сейчас мы решили остановиться на количественных показателях, традиционно разглядев состав Топ-10 по маркам.
Первое место по продажам в СФО за 2015 год закономерно удержал «АвтоВАЗ». В случае если раньше на пятки заводу в отдельных городах региона наступали зарубежные соперники, то сейчас как раз Lada можно считать одним из самые стабильных брендов в текущей экономической обстановке. Однако рыночная обстановка не обошла и «АвтоВАЗ»: в 2015 году продажи машин завода упали на 52%.
Во многом о предстоящей динамике продаж Lada возможно будет делать выводы по модели Vesta, вышедшей в конце 2015 года, и по тому, как рынок примет модель XRAY.
Среди городов Сибири позиции «АвтоВАЗа» самый сильны в Новосибирске, Красноярске и Омске, а самый не сильный – в Иркутске, где марка уже откатилась на нетипичное для себя 6-е место, пропустив вперед УАЗ, Nissan, Toyota, Hyundai и KIA. С учетом того, что в 2015 году на сибирский рынок вышла казахская «Бипэк Авто Азия Авто», купив в одном лишь Новосибирске три дилерских центра, по результатам 2016 года возможно ожидать предстоящих изменений в позициях бренда. Этому, непременно, будет содействовать и новая линейка завода, и обстановка с направлениями валют, напрямую отражающаяся на ценообразовании ближайших соперников «АвтоВАЗа».
Второе место в общем зачете снова заняла японская марка Toyota. Не обращая внимания на ослабление позиций и усиление конкурентов отдельных дилеров региона, данный бренд удерживаетпервое место среди иномарок, в частности в Красноярске, Томске и Иркутске. Однако в 2015 году продажи машин Toyota упали на 46%. Более половины всего количества реализации марки пришлось на модели Camry и RAV4, а форсировать продажи обязан и сравнительно не так давно вышедший на рынок новый Land Cruiser 200.
В полных показателях среди городов Сибири сохраняетлидерство Красноярск (ГК «Крепость»), но за год продажи машин Toyota в этом городе упали более чем на 50%. На этом фоне в Новосибирске японская марка закончила год фактически на уровне 2014 года. Падение продаж производителю удалось компенсировать за счет запуска второго официального дилера Toyota в Новосибирске – столичной группы компаний «Автомир».
Замыкает Топ-3 корейская марка Hyundai, упавшая на 34%. Во всех отношениях оптимальнеекорейская марка чувствует себя в Омске, где упрочнениями «Феникс Авто» и «Евразия Моторс» есть фаворитом среди иномарок. Подобная обстановка отмечается и в Барнауле, но уже за счет одного дилера – «Автоцентра АНТ».
Что касается «модельного микса», то на 65% собственному результату корейская марка обязана одной единственной модели – Solaris.
Рынок продажавтомобилей в СФОС 7-й на 4-ю строке за год с уверенностью продвинулся партнер и в один момент соперник Hyundai – компания KIA (–27%). Падение продаж марка традиционно собирается компенсировать наращиванием количества партнеров. Так, в недалеком будущем марка запустит второго дилера в Барнауле (где до тех пор пока ее позиции не сильный, лишь 8-е место), кроме этого подыскивается третий партнер в Красноярске и Новосибирске.
Количественно большинство продаж марки приходится на Новосибирск и Омск, но с позиций доли рынка оптимальнееKIA удалось продвинуться в Кемерове, где она заняла 1-е место среди иномарок за весь год. Как и при с Hyundai, 57% продаж марки приходится на единственную модель – RIO.
С 3-й на 5-ю строке переместился японский бренд Nissan (–17%). Не обращая внимания на то что уже давно многие участники рынка вычисляли его одним из самых привлекательных для дилеров в текущей обстановке, по факту японская марка сумела выбиться в фавориты среди иномарок лишь в Новосибирске (–8%), на что пришлась практически четверть всех продаж марки в СФО. Значительно более тяжёлыми выглядят результаты в Красноярске, где марка лишь 6-я, а ее продажи упали на 47%.
На этом фоне не страно, что Nissan расторг дилерский контракт с одним из собственных партнеров в Красноярске – компанией «Титан Моторс». Одновременно с этим омский партнер Nissan – ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана, наоборот, углубил партнерство с японской маркой и в начале 2016 года открыл второй полнофункциональный салон бренда. Таковой ход призван оказать помощь бренду усилить собственные позиции в Омске.
В случае если же разглядывать результаты бренда с позиций модельной линейки, то половину всех продаж Nissan обеспечили Almera и X-Trail.
На шестой позиции расположился отечественный УАЗ. Завод усилил собственные позиции как количественно, так и с позиций густоты дилерской сети. В условиях курса на импортозамещение и ухода с русского рынка концерна GM дилеры в течение года деятельно посматривали как раз в сторону УАЗа.
В одном лишь Новосибирске у завода уже целых четыре партнера. Однако опорным пунктом УАЗа в Сибири стал Иркутск, где бренд возглавил рейтинг самых популярных брендов. Такие высокие позиции разъясняются традиционно высоким спросом иркутян на полноприводные машины. Это разрешило УАЗу не только стать фаворитом рынка в разглядываемом периоде, но и реализовать в Иркутске больше машин, чем в каждом из остальных городов Сибири.
Кроме этого достаточно с уверенностью марка себя ощущает в Барнауле, располагаясь на 3-й строке. На этом фоне не так сильны позиции у УАЗА в Омске, где марка пока только на 11-й позиции. Но обстановка может измениться с учетом появления в прошедшем сезоне еще одного дилера завода – компании «Альянс Авто».
С 5-й на 7-ю строчок откатился французский Renault, 42% продаж которого приходится на модель Duster. Четверть всех продаж данной марки в Сибири пришлись на Новосибирск, где марка заняла 3-е место, уступив вперед лишь Nissan и Lada. Хорошо у Renault дела и в Барнауле, где бренд вошел в Топ-5. В других городах Сибири у бренда имеется резервы для развития.
К примеру, в Красноярске уже не так долго осталось ждать покажется третий дилерский центр марки.
Восьмую позицию все еще занимает американский бренд Шевроле. По факту сказать о его тотальном уходе с русского рынка было бы не совсем корректно, потому, что, во-первых, на рынок все еще ввозится и будет ввозиться американская линейка марки. А во-вторых, по причине того, что модель Niva, на которую сейчас приходится 50% всех продаж Шевроле, осталась на конвейере и в шоу-румах дилеров.
Уже по результатам 2015 года на нее было нужно более чем 80% всех продаж Шевроле в Сибири. В следствии, не обращая внимания на потерю большей части модельного последовательности, марка Шевроле – 4-я в Томске, 6-я в Барнауле и Кемерове.
Следом за Шевроле по перечню идет германский Volkswagen, более чем половины продаж которого традиционно пришлось на модель Polo. Больше всего машины германской марки оказались по вкусу обитателям Красноярска (8-е место) и Кемерова (8-е место). не сильный всего марка чувствует себя в Иркутске (14-е место), что возможно, возможно обусловлено процессами, связанными со сменой хозяина дилера Volkswagen – компании «Россо».
Замыкает Топ-10 новичок рейтинга – японский бюджетный бренд Datsun компании Nissan. Не обращая внимания на то что дилеры марки показались до тех пор пока еще не во всех городах Сибири, Datsun быстро завоевывает отдельные регионы, к примеру, бренду удалось занять 5-е место в Омске, обогнав кроме того материнский Nissan. Это примечательно, учитывая, что именно в этом городе и был открыт первый в СФО салон японской марки. Кроме этого Datsun попал на 9-е место по Барнаулу и 10-е по Новосибирску.
В будущем возможно ожидать укрепления позиций и продолжения роста японского бренда, и расширения географии его присутствия.
Премиум-сегмент
По результатам 2015 года продажи премиум-брендов в СФО упали на 34%, что больше, чем в целом по рынку. Не смотря на то, что одновременно с этим если сравнивать с 2013 годом количества реализации кроме того выросли.
Первое место в сегменте удержал Mercedes-Benz, но отрыв от ближайшего преследователя – японской марки Lexus – был небольшим. Об эффекте кризиса может гооврить тот факт, что в Иркутске Mercedes-Benz наровне с Lexus вошел в Топ-10 самых популярных марок региона, обогнав, к слову, такие непремиальные торговые марки, как Mitsubishi, Ford, Volkswagen, Skoda, Мазда.
В других городах Сибири удачи Mercedes-Benz, быть может, не столь впечатляющи, но в том же Барнауле, Новосибирске, Омске и Красноярске машинам с трехлучевой звездой на капоте удалось обогнать по продажам и BMW, и Lexus, и уже тем более Audi. Однако и у Mercedes-Benz продажи упали на целых 28%.
Вторую строке закрепил за собой японский Lexus. Каждый четвертый реализованный автомобиль данной марки остался в Красноярске упрочнениями ГК «Крепость» Александра Кангуна. Среди фаворитов модельной линейки сейчас – модель LX, которой удалось обогнать прежнего хедлайнера в лице кроссовера RX.
Замыкает Топ-3 баварский BMW. В целом по сравнению с другими участниками германской премиальной тройки BMW удалось упасть в меньшей степени, чем другие участники рынка (–17%). Более того, как раз джип Х5 стал самой популярной моделью среди всех премиум-брендов в 2015 году в Сибири.
Как и при с Lexus, марку «кормит» Красноярск. И именно это разрешило дилеру марки в указанном городе – «Медведь-Холдингу» – не только выйти в соседний Абакан, но и зайти в 2015 году в Новосибирск.
Потом по перечню идет Audi (–36%). Некогда фаворит сибирского премиум-сегмента практически вдвое уступил Mercedes-Benz. За год марка полностью утратила Томск, реализовав в этом городе всего четыре автомобиля. Весьма робко бренд чувствует себя в Новосибирске, где остался лишь каждый десятый из всех реализованных в СФО машин данной марки.
И это не говоря уже о том, что в таком городе-миллионнике, как Омск, у марки уже не первый год по большому счету нет дилера. Так, сейчас Audi обязана своим позициям партнерам в Красноярске, Кемерове и Иркутске. В случае если разглядывать позиции марки с позиций модельной линейки, то удачно продается Q5, вошедший в Топ-5 самых популярных моделей премиум-брендов в Сибири.
Замыкает Топ-5 английский Land Rover, упавший за год в Сибири на 58%. Продажи машин распределились по региону очень равномерно: приблизительно равные количества удалось реализовать дилерам в Новосибирске, Красноярске, Барнауле и Кемерове. Но сам дистрибьютор жаждет большего. Исходя из этого уже весной 2016 года в Красноярске откроется второй дилерский центр бренда, выстроенный в новой концепции «Вестминстер».
Подобных шагов Land Rover, по всей видимости, ожидает и от Новосибирска: в 2015 году тут прошел тендер на второе дилерство, победителем которого стала бийская компания «Терминал Моторс» – хозяин бизнеса по Land Rover в Барнауле. Решится ли данный игрок рынка на большие инвестиции в Новосибирск, пока не светло.
Расстановка сил среди дилеров
«КС» традиционно составил кроме этого и рейтинг самых больших авторитейлеров региона по итогам 2015 года. В качестве главного критерия стала занимаемая дилером часть рынка по большей части регионе собственного присутствия. Наряду с этим указанный показатель был посчитан на базе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении.
В соответствии с взятым итогам, 1-е место среди сибирских дилеров по обрисованному выше показателю снова удержал большой алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Hyundai в Барнауле) с 34% рынка. На позициях компании не отразился отказ от предстоящей работы с Citroen, но сыграло в плюс появление в портфеле бюджетного бренда Datsun.
Данный же фактор содействовал сохранению позиций омской ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного предпринимателя Ильи Фридмана с 32% рынка и вторым местом в рейтинге. Запуск еще одного салона Nissan призван содействовать усилению дилера.
С 5-й на 3-ю строке переместился красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова с 21% рынка. Не считая повышения доли в Красноярске, в прошлом году компания расширила географию собственного присутствия не только за счет Абакана и Минусинска, но и за счет Новосибирска.
Следом за «Медведь Холдингом» в перечне находится томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал Ltd»), что пара лет назад расширил географию собственного присутствия и вышел в Республику Алтай, приобретя активы компании «Барнаул Моторс». Помимо этого, непременно, упрочнению позиций «Коней» послужили высокие позиции, достигнутые по бренду KIA в Томске, что продемонстрировало, что дистрибьютор марки не прогадал, поменяв пара лет назад партнера по этому бренду и дав его в руки «Арсенал Ltd».
На 5-й строке в первый раз была иркутская несколько компаний «Агат-Авто». Этому поспособствовали не только традиционно высокие позиции воображаемой дилером марки Nissan в Иркутске, но и хороший старт бюджетного бренда Datsun. Кроме этого не следует забывать и о том, что холдинг «Первая Автоколонна» отказался от дилерства KIA, что дало «Агат-Авто» шанс сконцентрировать у себя продажи этого бренда.
На 6-й строке, как и годом ранее, расположилась томская несколько компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая есть официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 19,7%.
7-е место заняла иркутская несколько автодилерских фирм Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сант и К» и «Сибавтоцентр»). Наличие в портфеле таких популярных в Сибири брендов, как Toyota и Renault, разрешило дилеру укрепить собственные позиции в рейтинге.
С 4-й на 8-ю строке переместилась иркутская ГК «Россо», являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai. Ее часть составила 17,8%. Ослабление позиций дилера связано с сложной денежной обстановкой, в которой находится несколько компаний в 2014 году, и, как следствие, случившейся сменой хозяина.
Следом за «Россо» находится возглавляемая Фанией Сапожниковой кемеровская ГК «Сибинпэкс» с 17,4% рынка. Традиционно ее сильные позиции базировались на брендах Chevrolet, Опель и Cadillac, но с учетом ухода с русского рынка концерна Дженерал моторс «Сибинпэкс» своевременно перестроился и взял дилерства Renault и Skoda, что разрешит авторитейлеру и дальше сохранять позиции в собственном регионе.
Замыкает Топ-10 новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова с 17,3% рынка. Предприятие есть фаворитом среди сибирских авторитейлеров по количеству брендов в портфеле, не смотря на то, что в 2015 году его и покинули такие торговые марки, как Fiat, Ford и Skoda.
«Континент Сибирь online»