Продажи «автоваза» на украине упали в 3 раза, уаза – в 523 раза
Продажи «УкрАвтоВАЗа», официального дистрибутора марки Lada на Украине, сократятся в 2014 году до 2,3–2,5 тыс. автомобилей против 8245 машин по результатам 2013 года (минус 70–72%). Об этом «Известиям» сообщили в «УкрАвтоВАЗе». Импортер стал жертвой конфликта между государствами: из бизнеса выпали дилеры Луганска, Крыма и Донбасса.
Помимо этого, повлиял бойкот украинских потребителей русском продукции. Российский экспорт может и вовсе остановиться, в случае если Министерства экономики Украины поднимет ввозные пошлины на 20% для автомобилей русского производства. УАЗу (входит в группу Sollers) это не страшно: он реализовал на Украине за 2014 год лишь один автомобиль.
– По результатам 2014 года мы выйдем по продажам Lada приблизительно на 2,3–2,5 тыс. машин – это соответствует двухпроцентной доле рынка, – поведал начальник отдела маркетинга компании «УкрАвтоВАЗ» Олег Махно.
Сейчас «УкрАвтоВАЗ» реализовывает Lada Largus, Lada 4×4, Granta, Priora. Компания на 85% в собственности кипрскому офшору La Holding, еще 15% – Тариэлу Васадзе, что обладает ЗАЗом. Запарожский завод на данный момент занимается сборкой китайских авто; на него и на Toyota, Renault, Volkswagen, Geely, Hyundai приходится львиная часть украинского рынка.
По словам Махно, около половины всех продаж Lada в стране приходится на модель 4×4.
– Это эксклюзивное предложение в сегменте недорогих внедорожников, исходя из этого потребитель, не обращая внимания на неспециализированный рост гривенных стоимостей, от безысходности данный автомобиль все-таки получает, – сообщил собеседник (как писали «Известия», 4х4 есть самым низкомаржинальным для «АвтоВАЗа» автомобилем). – Зарплаты быстро сократились, и вместе с этим громаднейший удар пришелся по некогда популярным автомобилям бюджетного сегмента. По бренду Lada сильное сокращение продаж кроме неспециализированного падения рынка связано с тем, что мы утратили всех дилеров в Крыму. Кроме этого порядка 30% отечественного бизнеса было сконцентрировано в Донецкой и Луганской областях.
До недавнего времени кроме «УкрАвтоВАЗа» у волжского автогиганта на рынке Украины в числе стратегических партнеров был завод «Богдан» в Черкассах, собиравший из русских машинокомплектов ВАЗ-2110. Но в ноябре завод прекратил сборку «десятки», которую в основном отправляли реализовывать обратно в Россию.
В дирекции по связям с общественностью «АвтоВАЗа» «Известиям» сказали, что в 2014 году на «Богдан» поставки не осуществлялись, тогда как в 2013 году на Украину послано 4294 машинокомплекта ВАЗ-2110. В целом за 10 месяцев этого года экспорт тольяттинской компании уменьшился на 34%, до 41 054 легковушек.Среди негативных факторов, повлиявших на спрос, в «УкрАвтоВАЗе» кроме этого отмечают вспыхнувшую в текущем году нелюбовь украинцев к товарам из России.
– Ничего не проходит бесследно в отношениях двух народов. Как вы понимаете, например, на данный момент весьма модно в продуктовых магазинах и супермаркетах размещать на ценнике страну происхождения продукта, – пояснили в компании.
В 2015 году «УкрАвтоВАЗ» и вовсе может разориться. Производители Украины в сентябре обратились в Министерства экономики страны прося оградить государство от неконкурентного импорта из РФ. При принятия хорошего ответа по результатам расследования под удар попадет не только продукция «АвтоВАЗа», но и зарубежных компаний, экспортирующих автомобили со сборочных площадок в Российской Федерации.
Собственные автомобили экспортируют на рынки СНГ предприятия Volkswagen, Citroen, Peugeot, Renault, Nissan, Hyundai и Kia.
– В январе–ноябре 2014 года завод экспортировал на Украину (модели Hyundai Accent и Kia Rio) около 1 тыс. машин (минус 91,7%), – сказала «Известиям» Мария Мальцева, начотдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». – В прошедшем сезоне Украина занимала второе место по экспортным поставкам в СНГ – 10 687 машин.
Компания Renault официальные эти по экспорту на Украину «Известиям» не предоставила. Однако по данным статистики украинской ассоциации «Укравтопром», за 10 месяцев французы реализовали 3338 машин, произведенных на столичном заводе «Автофрамос» и в Тольятти (Renault Sandero, Logan, Duster в Европе планируют лишь на русских фирмах, на вторых рынках они продаются под брендом Dacia). В прошедшем сезоне – 7405 авто.
За то же время Volkswagen реализовал 927 седанов Polo, сошедших с калужского конвейера, в 2013 году – 4402 авто (Polo производится лишь в Российской Федерации).
Ульяновский автомобильный завод поставил необычный антирекорд: за 10 месяцев этого года компания реализовала на Украине только 1 автомобиль – тогда как в прошедшем сезоне Украина приобрела 523 УАЗа, сказали «Известиям» в компании. В Nissan указали, что как минимум 2 года компания ничего не поставляет из России на Украину.
– По большей части машины Nissan в том направлении завозятся из Европы, – сказал менеджер по связям с общественностью регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский (у Nissan завод под Петербургом).
Концерн PSA Peugeot Citroen решился отказаться от поставок русском продукции на Украину как раз в текущем году.
– На Украину на данный момент нет поставок по причине того, что упал рынок, – отметил Дмитрий Портанский, директор по коммуникациям компании и внешним связям PSA Peugeot Citroen в Российской Федерации.
– КамАЗ в начале 2014 года поставил на Украину около 50 машин. Но по окончании известных событий [в марте люди, представившиеся самообороной майдана, оправдывая собственные действия крымскими событиями, отобрали 43 грузовика у украинского представительства КамАЗа] мы прекратили экспорт в эту страну, – сообщил «Известиям» директор пресс-службы челнинского автомобильного завода Олег Афанасьев. По статистике «Укравтопрома» в прошедшем сезоне на авторынке Украины было реализовано 468 «КамАЗов».
Горьковский автомобильный завод отказал «Известиям» в предоставлении официальных данных по экспорту. Но по статистике «Укравтопрома», Несколько ГАЗ реализовала на Украине за 10 автобуса 2014 года 824 и месяцев грузовика (минус 62%).
Для русских автокомпаний будущий год может ознаменоваться полной утратой украинского рынка. В сентябре местные производители пожаловались в Министерства экономики страны на неконкурентный импорт из России. В «Укравтопроме» жаловались, что российские компании приобретают субсидии в виде госгарантий, страхования предпринимательских и политических рисков, компенсации некоторых затрат на НИОКР, частичные компенсации затрат по утилизационному сбору.
Таковой помощи украинские компании не приобретают, а следовательно, находятся в неравном положении. Антисубсидиарное расследование еще продолжается.
– В случае если рабочая группа Министерства экономики докажет, что такие субсидии вправду имеется и это воздействует на рыночную долю украинских производителей, то это будет уже значительной проблемой для отечественного бизнеса, по причине того, что в том месте идет обращение о увеличении ввозных пошлин на 20%. Практически это будет остановка продаж, по причине того, что цена машин Lada, поднятая на размер пошлины, сделает их неконкурентоспособными, – пояснил Махно.
– В нынешней Украине сложно что-либо прогнозировать, но намерено запрещать среди других Renault лишь вследствие того что эти авто производятся в Тольятти, – такое вряд ли вероятно в стране, хотящей попасть в Европейский союз, – уверен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. – Тем более с инфляцией и девальвацией рубля себестоимость производства машин в Российской Федерации растет, так что украинские производители русских субсидий не почувствуют.
Управляющий партнер EURussia Partners LLC Иван Бончев считает, что украинский рынок еще нескоро приведёт к острому интересу русских компаний.
– Нет обстоятельств ожидать, что рынок будет скоро восстанавливаться. на данный момент в том месте сильно растет вторичный рынок. Ввиду сложившейся экономической ситуации бэушные автомобили будут сильно соперничать с новыми. Потенциал у рынка еще имеется, он не до конца насыщен, но, вероятнее, будет большое замещение в сторону вторичного рынка, – заключил Бончев.
По итогу года рынок Украины сократится более чем в два раза.
– В 2014 году мы ожидаем понижение неспециализированных продаж до отметки 90 тыс. новых автомобилей , – резюмировал представитель «УкрАвтоВАЗа» Олег Махно. – В прошедшем сезоне было реализовано 213 тыс. машин.
«Известия»