Gm отдает долги

Gm отдает долги

О консервации петербургского завода Дженерал моторс (GM) заявила в середине марта. Главное производство остановилось тогда же, цех крупноузловой сборки трудится до конца июня. В первую очередь 2016 г. компания прекратит в Российской Федерации продажи Опель и массовых моделей Шевроле, сохранив их обслуживание.

Неспециализированные затраты на реструктуризацию бизнеса GM в Российской Федерации составят около $600 млн, сказала компания.

Завод в Санкт-Петербурге был выстроен в 2008 г. и обошелся приблизительно в $300 млн, его мощность – 100 000 машин в год. В 2014 г. из-за падения рынка производство сократилось на 64% до 36 708 автомобилей. На собрании в марте управление завода объявило, что предприятие, быть может, снова получит к 2020 г., сказал сотрудник GM.

В компании это не комментируют, как и судьбу оборудования петербургского завода. До тех пор пока все оборудование опечатано и находится на заводе, утверждает сотрудник отдела логистики предприятия.

В большинстве случаев при консервации оборудование направляют на другие производства корпорации, где имеется необходимость в расширении, но таких замыслов у GM, наверное, нет, растолковывает управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Неспециализированное производственное оборудование легко реализовать – для него существует простой открытый рынок, додаёт Бончев. На GM трудилось три цеха: сварки, сборки и окраски.

По оценке Бончева, новое оборудование всех цехов обошлось компании в $100–120 млн, реализовать его возможно лишь с значительной скидкой.

Оборудование возможно перевезти на другую площадку или сдавать его в лизинг, рассуждает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин: «Но, вероятнее, пока оно останется в Санкт-Петербурге: площадка может употребляться временно для крупноузловой сборки любым концерном, что примет решение инвестировать в развитие автопроизводства в Российской Федерации».

Сотрудники

К концу 2014 г. на заводе GM трудилось 1000 человек. С марта по июнь предприятие покинули порядка 500 сотрудников, говорится в документах центра занятости населения. Компания предлагает сотрудникам уволиться по соглашению сторон либо по сокращению штата: в первом случае компенсационный пакет предполагает единовременную выплату семи окладов, сказала представитель GM.

В соответствии с ТК РФ, организация обязана уведомить сотрудников о сокращении за два месяца и выплатить по окончании этого срока две зарплаты, говорит генеральный директор агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. В случае если человек не устраивается на новую работу в течение месяца, он может претендовать еще на одну заработную плат, додаёт она. Сотрудники, сократить которых закон не разрешает, останутся в штате до окончания срока действия особенной соцзащиты, додаёт представитель GM.

Подписание соглашения с таким сотрудником не исключается, говорит она, не комментируя его условий. Член Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Роман Косенков говорит, что сотрудникам, каковые не подпадают под сокращение, к примеру находящимся в декрете, предлагали по 12 окладов.

На конец мая среднесписочная численность работников предприятия – 446 человек, сказала представитель Центра занятости населения Санкт-Петербурга. К середине мая было сокращено 368 человек, до конца марта 2016 г. планируется сократить еще 157 человек (из них пятеро лишатся работы по соглашению сторон), додаёт она. Она утвержает, что 81 человек из безработных выразил желание приобрести статус безработного.

Не все работники соглашаются на семь окладов. Сотрудник завода на условиях анонимности поведал «Ведомостям», что его не устроили предложенные условия и он отказался подписывать соглашение. «Затем работодатель отправил мне уведомление о том, что я буду сокращен, в соответствии с законодательству РФ», – продолжает он. Он утвержает, что в документах на сокращение его фамилия пока не значится: «Уведомление возможно легко методом давления корпорации».

«Все работники знают, что с семью окладами будет весьма тяжело, – говорит Косенков. – Профсоюз требует, дабы всем, кто еще не подписал соглашения, выплатили компенсацию в размере годового оклада». Он утвержает, что среднестатистическая заработная плата рабочего на предприятии в 2015 г. составляла порядка 37 000 руб. «Мы были наивными и верили в яркое будущее на заводе, но на данный момент понимаем, что, не считая GM, нас нигде не ожидают, тем более что в автопроме кризис», – растолковывает Косенков. «На важных фирмах при трудоустройстве требуется или опыт соответствующей работы, или профессия: но у нас нет ни того ни другого.

Одно из отечественных требований – это переобучение персонала, но управление завода не идет с нами на переговоры», – обижен он. Уровень квалификации работников GM соответствует рыночному, считает Маргулис. Сокращенные сотрудники не торопятся устраиваться в смежные отрасли, по причине того, что заработная плат в том месте значительно ниже, додаёт она.

Поставщики

GM был наибольшим в регионе потребителем автокомпонентов. Часть поставщиков пришла намерено под данный завод, другие планировали, но опоздали, говорит Майя Свиридова, представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО. За GM сворачивает производство в Санкт-Петербурге Johnson Controls, производивший автомобильные кресла. Два завода компании будут трудиться до сентября, говорит человек, близкий к компании.

В начале 2015 г. холдинг Grupo Antolin отказался от строительства завода ценой $30 млн в Ленобласти, а «Русал», собиравшийся запустить завод ценой $20 млн в Волхове, скорректировал собственные замыслы.

Другие поставщики вынуждены поменять экономику проектов. «GM была для нас номер один в направлении поставок компонентов, мы рассчитывали на долговременное партнерство, но в итоге не взяли денежного результата от сотрудничества», – говорит Евгений Дорофеев, исполнительный директор ООО «Металлопродукция» (поставляло защиту картера). Он утвержает, что изначально договор и размер поставок были вычислены на пара лет, наряду с этим заказы с завода каждый месяц корректировались: «При заключении договора прописывается ориентир по поставкам, что не накладывает обязательств на клиента, но цена на компоненты рассчитывается с учетом этого ориентира».

Дорофеев не именует величину ущерба от прекращения сотрудничества, уточняя, что обсуждает компенсацию с представителями GM: «Было пара встреч, еще предстоит пара – это громадная бюрократическая процедура. GM не предлагала никаких компенсаций, это была отечественная инициатива». Он утвержает, что по окончании утраты большого клиента компания усилила работу по выходу на внешние рынки.

Переговоры с заводом ведет и компания «Гестамп Северсталь Всеволожск». «В соглашении с GM имеется положение, которое предусматривает расторжение договора, в нем обговорены не все подробности, исходя из этого мы обсуждает условия с представителями компании, – говорит ее генеральный директор Владимир Березанский. — «Гестамп» – это не кондитерская фабрика, мы не можем легко поменять упаковку, добавить мало сахара и выйти на новый рынок. Мы в полной зависимости от производителей, каковые выбрали нас собственными поставщиками.

Возможно подвинуть соперников, но лишь на новых тендерах, каковые проводятся, в большинстве случаев, под новые проекты. Рынок в Санкт-Петербурге уже поделен».

По словам Березанского, стороны обсуждают расторжение договора, а не его приостановку: «В случае если GM все-таки возвратится в Санкт-Петербург, то уже с совсем вторыми моделями, и номенклатура компонентов будет вторая».

Дилеры

Дабы распродать оставшиеся на складах запасы, GM в марте заявила акцию называющиеся «Расстаемся приятелями», в рамках которой предоставила скидки на машины. До конца апреля они составляли 25%, в последних числахМая увеличились. Большая скидка на Опель Zafira Tourer, что стоит от 1,49 миллионов рублей., составила 550 000 руб., на Опель Mokka – 361 000 руб. (1,16 миллионов рублей.).

Опель Astra GTC – 350 000 руб. (от 1,15 миллионов рублей.).

Машины марок GM в Санкт-Петербурге реализовывают пять дилеров в восьми дилерских центрах (ДЦ). Как и поставщики, они определили о консервации завода из новостей, ведут с GM переговоры о компенсациях.

У GM имеется ряд требований: в случае если ДЦ более пяти лет – компенсация за него не планируется, поскольку строение должно было окупиться за данный период, в случае если центру четыре года, то ведутся переговоры о возврате 20% цены, три года – 40% и т. д., говорит начальник Русском ассоциации дилеров автомобилей (РОАД) Владимир Моженков. Три из последних пяти лет были кризисными для автопрома, окупить ДЦ за данный срок нереально, додаёт он: «Инвесторы по требованию GM строили центры по корпоративным стандартам – центры, больше похожие на дворцы».

Строительство нового центра стоит от 180–200 миллионов рублей. и выше, в зависимости от размера, говорит представитель «Р-моторс». Речь заходит не только о постройке коробки, ко мне входят затраты на идентификацию и на закупку нужного оборудования у определенных поставщиков, додаёт он. Маржинальность при продаже марок GM составляла до 3%, но часть дилеров реализовывала автомобили в ноль, говорит Моженков.

Ниже рынка

26% на столько до 189 484 автомобилей снизились продажи GM в Российской Федерации в 2014 г., согласно данным АЕБ. Продажи новых машин в Российской Федерации в прошедшем сезоне уменьшились на 10,3% до 2,49 млн шт.

По словам дилеров, GM согласна выплачивать компенсации за идентификацию (баннеры, вывески) и разглядывает предложения о особых компенсациях в личном порядке. Компенсации зависят от результатов продаж каждого дилера, но их размер они не именуют, потому, что перед каждой встречей подписывают контракт о неразглашении, уточняет Моженков.

«У GM имеется ряд требований по величине амортизации в зависимости от срока эксплуатации центра, но и отечественные предложения компания также разглядывает, подавать в суд до тех пор пока нет предлога», – говорит генеральный директор «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский.

Дилеры не желают портить отношения с импортером, GM будет осуществлять гарантийную и сервисную политику в Российской Федерации, а сервис – значительная часть бизнеса дилеров, растолковывает Моженков. Представитель «Р-моторс» говорит, что компания ищет компромисс: «Мы так же, как и прежде обслуживаем машины Опель и Шевроле и планируем делать это дальше».

Бюджет

GM подписала с Министерством торговли и экономического развития РФ соглашение о промсборке, в соответствии с которому завод должен был к 2018 г. расширить долю локализации до 60%, за это он взял возможность свободного ввоза автокомпонентов.

В Санкт-Петербурге завод пользовался льготами стратегического инвестора (ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города, 13,5% и освобождение от налога на имущество на пять лет). Льготы распространяются на автосборочные фирмы, расположенные в Санкт-Петербурге, помимо этого, за счет средств бюджета города была инженерно подготовлена промзона «Шушары-2», где был завод, говорит представитель комитета по инновациям и промышленной политике, не уточняя суммы. Из бюджета города на развитие инфраструктуры территорий «Каменка» и «Шушары» было израсходовано около 6 млрд руб.

Предоставляя льготы, администрация Санкт-Петербурга рассчитывала на больший горизонт сотрудничества, говорит глава комитета по инновациям и промышленной политике Максим Мейксин. Утраты бюджета Санкт-Петербурга от остановки завода он оценивал в 70–100 миллионов рублей. Он утвержает, что договоренности между администрацией и заводом в основном были устные, исходя из этого Смольный неимеетвозможности предъявлять претензии.

Администрация Санкт-Петербурга координирует собственные действия с Министерства экономики по вероятной претензионной работе к заводу, додаёт представитель комитета. GM делала обязательства, взятые на себя в рамках заключенного с Министерства экономики соглашения о промышленной сборке, завод будет законсервирован, а не закрыт, исходя из этого воздействие соглашения будет, по сути, заморожено, сказал представитель Минпромторга РФ. Соглашение возможно расторгнуто по обоюдному волеизъявлению сторон, додаёт он.

GM не ведет переговоры о возобновлении работы петербургского завода, цитирует губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко ТАСС. Единственное условие возвращения GM – это большой рост авторынка, но кроме того в среднесрочной возможности этого не предвидится, утверждает Бончев. При благоприятной конъюнктуре GM несложнее будет запускать сборку новых моделей через предприятия партнеров – «Автотор» и «Группу ГАЗ».

Уход GM был непоследовательным с позиций развития бизнеса, исходя из этого пересмотр этого решения вероятен, считает Чаплыгин.

«Ведомости»

2016-03-10 GM Nepomniachtchi — GM Motylev BLITZ GM Shipov Comment

Темы которые будут Вам интересны: