Автопром неполной занятости

Русским фирмам в 2015 году было нужно перевести на неполную занятость 62 тыс. человек. Практически добрая половина из них – сотрудники КамАЗа, направляться из данных Роструда.

62 тыс. временно занятых

В течение 2015 года в программах помощи занятости населения Федслужбы по занятости и труду (Роструд) участвовали более чем 1 тыс. организаций и более 62 тыс. человек, поведал РБК помощник начальника Роструда Михаил Иванков. На организацию временных рабочих мест и переобучение сотрудников государство уже израсходовало 3,7 млрд руб., субсидии одобрены для 17 регионов.

Государство выделяет деньги на поддержание занятости на фирмах, вынужденных из-за кризиса оптимизировать численность персонала. Прежде всего это перешедшие в режим неполной занятости из-за снижения покупательной способности на их продукцию градообразующие и системные компании – КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, Уралвагонзавод, Тверской вагоностроительный завод.

Практически добрая половина всех временно трудоустроенных работников русских фирм – 27,3 тыс. человек – трудится на КамАЗе, направляться из данных Роструда. Еще в первых числах Сентября представитель КамАЗа Олег Афанасьев сказал газете «Ведомости», что в госпрограмме занятости участвует «до 17 тыс. сотрудников группы». Это среднее значение, поясняет РБК Афанасьев: «на различные дни простоя выходит различное количество работников».

По словам Афанасьева, большинство сотрудников, задействованных в программе, занимается модернизацией рабочих мест, и вдобавок 6,3 тыс. человек проходят переобучение. Всего на поддержание занятости на КамАЗе из бюджета было выделено 936,1 миллионов рублей. (800 руб. на человека за ежедневно простоя).

Всего на данный момент на КамАЗе трудится около 38 тыс. человек. В 2014-м продажи завода уменьшились на 14,4%, до 32,6 тыс. грузовиков, в 2015 году падение быстро усилилось. По результатам января–августа в Российской Федерации было реализовано 10,5 тыс. автомобилей – на 42,1% меньше, чем за тот же период прошлого года. Не обращая внимания на снижение спроса, КамАЗ не оптимизирует штат, уверяет Афанасьев: численность персонала уменьшается лишь за счет естественной убыли на 1,5–2 тыс. человек в год.

Но, если бы не программа временной занятости, выгнано с работы могло быть до 8 тыс. работников, оговаривается представитель компании. Деньги на поддержание занятости на КамАЗе закончатся в сентябре. Но уверяет Афанасьев, массовых сокращений не планируется.

Еще 1,1 тыс. участников государственные программы трудятся на дочернем предприятии АвтоВАЗа – Тольяттинском заводе технологического оснащения (размер субсидий для ТЗТО не раскрывается), говорится в данных Роструда. Сам АвтоВАЗ в программе практически не представлен: компании выделены деньги только на переобучение 113 сотрудников. Завод сам отказался от помощи – еще в апреле было решено не переходить на неполную занятость, исходя из этого участие АвтоВАЗа в программе прекратило быть актуальным, пояснил РБК глава профкома компании Сергей Зайцев.

АвтоВАЗ оптимизировал штат еще в прошедшем сезоне, сократив порядка 20% персонала, что тогда составлял 52 тыс. человек. Замысел на этот год – сократить еще 1,1 тыс. работников из начальников, служащих и специалистов. Новых сокращений в 2015 году не планируется, утверждает представитель компании Сергей Ильинский.

Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон в недавнем интервью изданию gazeta.ru не исключил таковой возможности. Продажи машин Lada в текущем году снижаются– по результатам января–августа на 26% (181,8 тыс. автомобилей).

Государственная помощь для автопрома

На автопром пришлась большинство средств программы помощи занятости. Кроме Автоваза и Камаза субсидии были выделены на временное трудоустройство 2,8 тыс. работников группы ГАЗ, но какое количество как раз денег взяла компания от страны, неизвестно. Ее представитель на запрос РБК не ответил, а эти Роструда дают разбивку лишь по регионам.

Государственная помощь помогла автоконцернам избежать массовых сокращений, думает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». С учетом высокой волатильности спроса на машины оптимизация штата для производителей машин чревата еще громадными проблемами: на растущем рынке они смогут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров. КамАЗ взял больше всех, по причине того, что продажи тяжелых грузовиков упали посильнее, чем производителей автомобилейи LCV, думает Беспалов.

Автопром неполной занятости

Согласно данным Роструда, государство выделило деньги кроме этого на временное трудоустройство части работников вагоностроительной отрасли: 4,1 тыс. человек из Уралвагонзавода (УВЗ), 3,2 тыс. из «Алтайвагона» и 4,4 тыс. из Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), и пара тысяч сотрудников фирм-поставщиков вагоностроителей – мордовских «ВКМ-Неона» и «Стали». В программе кроме этого участвуют «Тамбовмаш», «Ревтруд», «Первомайскхиммаш», «Пигмент», завод «Моршанскхиммаш», «Рузхиммаш», «Пензадизельмаш», КЗТМ, Кировский машиностроительный завод 1 Мая и ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов».

Представитель ТВЗ уточнил, что с апреля по июль в программе приняло участие 4,4 тыс. работников предприятия, во время с сентября по ноябрь будет привлечено 2,8 тыс. человек, замысел на 2015 год по переобучению – 288 сотрудников. Компания несобирается сокращений, утверждает ее представитель. В УВЗ объявили, что денег от страны не взяли, поскольку правительство Свердловской области до сих пор не подписало соглашение с Рострудом. Компания пробует сохранить персонал за счет собственных средств.

Связаться с представителем регионального правительства день назад не удалось.

Другие участники программы на запросы РБК не ответили.

какое количество стоит безработица

Меры по помощи занятости и количества финансирования программы правительство утвердило в январе этого года в рамках стабилизиционого замысла правительства. На предоставление субсидий из бюджета регионам для «понижения напряженности» на рынке труда планировалось направить до 52,2 млрд руб. Средства направлялись на организацию общественных работ и переобучение.

Весной при внесении поправок в бюджет на 2015 год эта сумма была снижена. «В то время, когда был декабрь, мы сделали вывод, что может пригодиться 52 млрд. Позже осознали, что этих денег не потребуется, и покинули лишь 20 млрд, – пояснял РБК государственный служащий социального блока правительства. – Мы решили, дабы из этого резерва а также направлялись средства на поддержку транспортной отрасли, авиации, на закрытие выпадающих доходов из-за понижения поступлений НДС».

Согласно данным Роструда, количество субсидий из бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на понижение напряженности на рынке труда субъектов РФ в 2015 году, образовывает 5,2 млрд руб.

Минтруд тревожит, что сохраняется «большое количество неполной занятости», сказал в июне РБК министр социальной защиты и труда Максим Топилин. Идет работа с регионами, каковые испытывают громаднейшие сложности, пояснял он.

«Перед форумом [интервью произошло на ПМЭФ] я виделся с начальниками Кировской, Свердловской, Челябинской областей, на очереди у нас еще Башкортостан, Вологда, Владимир – это регионы, заявки которых мы разглядываем. В том месте находятся большие или градообразующие фирмы, на которых громадный массив занятых неполное рабочее время. По ним мы желаем принять дополнительные меры, дабы как-то пройти непростой период. Прогнозы до тех пор пока неоднозначные.

Методом экономической помощи, надеюсь, мы сможем избежать важных рисков», – сообщил он.

По данным последнего мониторинга рынка труда, опубликованного Минтрудом несколько дней назад, по состоянию на 2 сентября 275,8 тыс. человек пребывали в простое, трудились неполное рабочее время либо пребывали в отпусках по соглашению сторон. Большинство из них – 227,5 тыс. человек – трудились неполное рабочее время.

«РБК daily»

euronews reporter — Итальянские производители ищут, где дешевле

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: